* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ИСМАИЛИТЫ
&%
которой стремились в своих исследованиях быть свободными от каких либо религиозных влияний. Одной из наиболее значимых фи гур этого направления был академик В.В. Бартольд, заложивший методологические основы русского научного И., вышедшего благо даря его трудам на международный уровень. Серьезный вклад в развитие отечественного и мирового И. в этот период внесли также работы В.Ф. Гиргаса, В.Р. Розена, А.Е. Крымского, В.А. Гордлевско го, В.А. Жуковского, А.А. Семенова, А.Э. Шмидта и др. Большое значение для ознакомления русского образованного читателя с ис торией и культурой ислама и формирования объективных научных представлений о нем имел издававшийся в 1912 под редакцией В.В. Бартольда журнал «Мир ислама». Теоретические подходы, вы работанные классическим русским И., сохраняли господствующее положение вплоть до 1930 х гг., когда в силу идеологических при чин был выведен на первый план т. наз. «вульгарно социологиче ский подход», тесно связанный с воинствующим атеизмом. В совет ский период, несмотря на жесткую увязку проблем изучения рели гии, в т. ч. ислама, с задачами атеистической пропаганды, академи ческая традиция И. все же не была полностью уничтожена. Значи тельный вклад в возрождение отечественного научного И. в после военный период был внесен И.П. Петрушевским, чей курс лекций по исламу («Ислам в Иране в 7–15 вв.»), впервые изданный в 1966, долгое время оставался одним из лучших отечественных пособий по И. Значительное влияние на развитие отечественного И. оказал изданный в 1963 перевод Корана, выполненный академиком И.Ю. Крачковским. Специфика перевода Крачковского состояла в отказе от использования традиционных мусульманских коммента риев и установке на передачу текста Корана, исходя из словоупот ребления самого источника. Несмотря на то что перевод Крачков ского, который он не успел закончить, не предназначался для пуб ликации и был издан как архивный материал ученого, в советском И. он был признан эталонным и на рубеже 1980–1990 х гг. издавал ся большими тиражами. В 1990 е гг. были предприняты попытки со здать альтернативные переводы Священной книги мусульман (М. Н.О. Османов, Т.А. Шумовский, В. Порохова), однако эти пере воды не получили полного признания. Изучение проблем истории и современного состояния ислама в СССР резко активизировалось после иранской революции 1979, когда был инициирован ряд цен трализованных программ исследований в области И. В 1980 е гг. рез ко возросло количество отечественных работ, посвященных анали зу мусульманских общественно политических движений и роли ис лама в жизни современного Востока. В 1990 е гг. была предпринята попытка преодолеть «зарубежную ориентацию» российского И., благодаря чему появился целый ряд работ, посвященных исламу в России и на постсоветском пространстве.
И.Л. Алексеев
ИСМАИЛИТЫ, также батиниты, ал батинийа (от араб. — внут ренний, скрытый) — последователи одного из наиболее крупных направлений шиизма. И. выделились в самостоятельное направле ние в сер. 8 в. в результате раскола в среде шиитов по вопросу о преемнике шестого шиитского имама Джафара ас Садика (ок. 700– 765). После его смерти часть шиитов признавала законным наслед