* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ИСЛАМОВЕДЕНИЕ
рых были наставниками и членами суфийских братств (тарикат). На рубеже 1970–1980 х гг. в рамках «внемечетного ислама» возни кают диссидентские фундаменталистские группы различной ори ентации. Распад СССР повлек за собой и разложение системы Духовных управлений мусульман. Из каждого Духовного управле ния выделилось по несколько самостоятельных муфтиятов, только Духовное управление мусульман Закавказья (ныне Кавказа) сохра нило видимое единство. В этой ситуации резко повысилась роль «вне мечетного ислама», как традиционалистского, так и фундаментали стского крыла. В 1990 на базе неформальных фундаменталистских групп была создана Всесоюзная исламская партия возрождения, так же распавшаяся на несколько региональных партий, многие из которых принимают активное участие в современных территори альных и политических конфликтах на постсоветском простран стве. С 1990 х гг. наблюдается заметная радикализация фундамента листских движений и распространение экстремистских религиоз но политических идей в России и на постсоветском пространстве. После распада Духовного управления мусульман европейской ча сти СССР и Сибири (ДУМЕС) и Духовного управления мусульман Сев. Кавказа на территории Российской Федерации образовалось несколько десятков самостоятельных Духовных управлений мусуль ман (муфтиятов). Большая часть их объединена в две конкуриру ющие между собой структуры — Центральное духовное управле ние мусульман (с центром в Уфе), считающее себя идейным и юри дическим преемником Оренбургского магометанского собрания и ДУМЕС, и Совет муфтиев России с центром в Москве. Также дей ствует Координационный центр мусульман Сев. Кавказа.
И.Л. Алексеев
ИСЛАМОВЕДЕНИЕ — самостоятельный раздел востоковедения, занимающийся комплексным изучением истории ислама, источни ков его вероучения, влияния ислама на социальную эволюцию мусульманского мира, его историческое развитие и современное состояние. Начало формирования И. относится к сер. 19 в. Разви тие европейского (в т. ч. российского) И. находилось, с одной сто роны, в связи с общим развитием наук о человеке, культуре и обществе (прежде всего истории и филологии), с другой — в тес ной связи с политическими и экономическими интересами европей ских держав на мусульманском Востоке. Создание методологии собственно научного И. непосредственно связано с разработкой общих принципов и методов исторического исследования и приме нения этих методов, в частности, к исследованию арабо мусульман ского материала. Первоначально И. развивалось как дисциплина, ориентированная прежде всего на историко филологическое изуче ние памятников письменности ислама. В тесной связи с этим на ходилось также теоретическое изучение восточных языков (преж де всего араб.). Определяющее влияние на раннем этапе развития научного И. (1850–1870 е гг.) оказали работы Г. Вейля, А. Шпрен гера, Р. Дози, А. Кремера. Основной заслугой этих авторов, создав ших классические труды по политической и культурной истории халифата, проблемам возникновения ислама и биографии Мухам мада, была подробная разработка и введение в научный оборот ши рокого источникового материала. Именно ими были предприняты