
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
OCTFOBCHlft. 3667 тодов*к-въ 1-ую москов. гимназию, 0. въ старшихъ рый другъ лучше новыхъ двухъ" и „Тяжелые дни", жлассахъ ея уже былъ извёстенъ среди товарищей, появилась его лучшая драма, „Гроза", въ которой какъ большой любитель театра, поклонникъ Моча- ii уже слышенъ рёзкш протестъ противъ тяжелаго -лова и Щепкин!, живой и интересный разсказчикъ j| гнета домостроевскихъ началъ во имя любви, гуманобъ ихъ игръ, Въ началё 40-хъ годовъ 0. посту-!| ности и свободы. Но вскорё отчасти сомнг-н:я въ пилъ на юридич, факультете москов, университета, несокрушимости идеал ьныхъ началъ, навёянныя «о вследствие непрз'ятнзсти съ осншъ изъ профес- действительностью, отчасти личныя непр1ятности соровъ вышелъ изъ него до окснчашя и опреде съ недружелюбно настроеннымъ къ 0-ому театральн. лился въ 184-3 г. на службу въ коммерчески судъ. начальствомъ,отчасти,нжонецъ, матер1альныя нуж вно Въ 1847 г., какъ результатъ наблюдений 0 . надъ ды и непомерная работа — начинаютъ замоскворецкой жизнью, появились въ „Москов. Го- сить мрачный характеръ въ настроен^ и творчество родскомъ Листке" В. Н. Драшусова его „Картины се- О-аго. Тяжелыми картинами изобилуютъ пьесы этого мейнаго счастья", обратившая на автора внимание въ першда; „Шутники" (1864 г . ) , „ Г р ё х ъ да бёда на литературныхъ кружкахъ. Напечатанныя тамъ же кого не живетъ", „На бойкомъ мёстё \ „Пучина" вскорё послё этого НЕСКОЛЬКО сцень изъ ком, „Свои (1865 г.). Болёзненное раздражеше до того начало :люди—сочтемся" имёли уже несомненный крупный овладёвать 0-имъ, что онь рёшилъсовершенно бро успёхъ. 0 . бросилъ службу и, рёшивъ отдаться сить писать современныя пьесы для театра, чтобы литературе, сблизился съ редакщ'ей „Москвитя предаться всецело изучешю русской исторш и сонина". Здёсь въ 1847 г, впервые была цёликомъ здашю историческихъ хроникъ не для сцены. Т а напечатана его ком, изъ купеческаго быта „Свои кимъ образомъ появился рядъ хроникъ, писанныхъ люди—сочтемся", возбудившая восторгъ въартистич. въ стихахъ, по образцу „Бориса Годунова" Пуши литературн, кружкахъ, но обидёвшая москов. куп- кин1, остающихся до сихъ поръ въ нашей литера цовъ, по жалобе которыхъ 0 . былъ отданъ подъ турё, послё этого произведешя, лучшими пьесами .надзоре полищи; о пьесё же его запрещено было иеторическаго содержашя:„КозьмаЗахзрьичъМининъговорить въ печати. Послё нёкотораго перерыва Сухорукъ" ( 1 8 6 2 г . ) , „Воевода" ( 1 8 6 5 г . ) , „Дмит въ 1852 г. появляется ком, „Бедная нзвеета", ри рий Самозванецъ и Василш ШуйскШ" (1867 г,), „ Т у сующая бытъ чиновничества, а следующая за ней шино" (1867г.), „Василиса Мелентьева"(1868г.). Но ком., „Не въ свои сани не садись" (1853 г . ) , была отзывчивая на вопросы окружающей дёйствитель первой пьесой О-аго, поставленной на императорской ности натура О-аго не могла долго держаться въ сто сценЬ и имевшей громадный успёхъ въ Москвё и ронё отъ нея. Несмотря на дурныя матер!альныя Петербургё. Но уже эта пьеса, противопоставляю условия, тяжелыя впечатлём!я отъ отзывовъ кри щая легкомысленному увлечешю внешностью евро тики, начавшей говорить о томъ, что 0. исписы пейской цивилизаши—вёрнэсть почтеннымъ преда- вается и повторяется, снова начинаетъ появляться н!ямъ русской старины, повела въ критике къ изъ подъ его пера рядъ пьесъ, отмёчаюшихъ т е ряду споровъ относительно О-аго. В ъ т о время какъ или иные типы и явлешя современной русской жизни. московские славянофилы (особенно Ап. Григорьев), Если пьесы этого першда, при спёшности, съ ко подъ вл!ян:емъ „Москвитянина", гдё 0. въто время торой онё писались, и нельзя нг признать, срав .работалъ, провозгласили его русскимъ Шекспиромъ, нительно съ пьесами перваго першда, менёе обра называли выразителемъ исконныхъ русскихъ идеа- ботанными, законченными и оригинальными, то все ловъ, русской народности, петербургск. либеральная же и здёсь талантъ О-аго нередко проявляете свою критика (особенно „Отеч. Зап.") склонна была умень прежнюю силу не только въ отдёльныхъ еценахъ и шать его значеше, заподозривъ его въ славяно характерахъ, но и въ цёлыхъ пьесахъ, какъ „ Л ё с ъ " фильской тенденциозности. Къ этому, повидимому, д а (1871 г . ) , „Волки иовцы"и др. Изредка только 0. вали полное основашепоелёдовавппязатёмъ(1854 г.) отрывался отъ наблюдешя окружающаго общества, пьесы: „Бёдность не порокъ", съ изображешемъ на чтобы перенестись въ русское прошлое. Такова на родныхъ святочныхъ ряженш, игръ и т. д . , и, осо писанная по поводу 200-лёт1я русск. театра пьса бенно, народная драма изъ жизни Х У Ш в . : „Не такъ „Комикъ XVII столёття"; такова „Снегурочка"—эта зкиви, какъ хочется", гдё торжествуютъ мистико- милая весенняя сказка, воскрешающая передъ чиаскетичесше и домостроевские идеалы. Но эпоха ре тателемъ старинную русск. миеолопю. Подъконець формъ увлекла и О-аго, наложивъ на его творчество жизни больному, измученному и духомъ, и тёломъ ^особый отпечатокъ. Въ пьесахъ этого першда чув 0-ому суждено было испытать и радости. Пьесы его ствуется вёяше наваго духа; невежеству и связан- заполоняли всё русски! сцены, а вмёстё съ тёмъ аымъ съ нтъ самодурству и безчестности проти улучшались и мат. условия существования ихъ автора. вополагается гуманность и честюсть ингеллигент- Начали осуществляться завётныя мечты О-аго. Обра наго человёка(„Ве чужомъ пиру похмёлье" (1856 г ) зовалось общество рус. драматическихъ писателей, •«.особен но, „Доходноеместо"(1856 г . ) , произведшее и онъ былъ избранъ его предсёдателемъ. Его при ?на общество сильное впечатлёше, а также „Воспи гласили въ коммишю для пересмотра етарыхъ тетанница" (1859 г.), изображающая самодурство въ атральныхъ представленШ; но главное—ему пору помещичьей средё). Въ это время появился бле чили управлеше московскимъ театромъ и устройство стящей разборъ произведенШ О-аго Добролюбовым^ театральной школы, Въ это последнее дёло, страстно •который характеризовалъ его, какъ художника „тем- имъ любимое, и вложилъ 0 . остатокъ своихъ рано наго царства" съ его самодурствомъ и связанными расшатанныхъ непомерными трудами силъ. 2 поня ъ нимъ печальными послёдетв1ями. Съзтихъ поръ 1886 г. его не стало.—Отражая въ своихъ произвеначинается першдъ наибольшаго напряжения твор- дешяхъ все течешя русской жизни, усваивая луч ^ескихъсилъ О-аго. Въ1860 г., кромё пьесъ„ Ста шее изъ разныхъ ея направлешй, 0 . тёмъ не мес ;