
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
22S АПТГОПОЫГ-ТПЯ — А Н У Б П С Ъ . aipa. Смотря по тому, захвттываетъ-ли она всЬхъ людей, или только известную национальность, эта псих, А. будатъ общей или частной. Последняя даетъ материал* для сравнител. опиеани'я и наблюде ния физич.свойств* различ, народностей, д л я с р а э нительной A - i n " , отъ которой, смотря по разно образию въ проявлениях* народи, души, выражаю щихся въ религии, языке, бытв, идутъ ветеи: сравнительн. знание религий!, сравн. языкознание и, нако нецъ, сравн, этчографи'я. Историческая А. изследуетъ происхождение человъка, возрастъ человйческаго рода, его отношение къ другим* животишмъ, главн, обр. къ ближайшим* к* нему, т . - н а з . чело векообразном* или антропоидным* обезьянам*, про исхождение различныхъ рас* и народностей, изу чает* ихъ родину, переселений, смешентя съ д р у гими народами и распадение на О Т Д Е Л Ь Н Ы Й племена. Вспомогательными науками для нея служат*, с* о д ной стороны, палеонтология и археолопя, поскольку въ нихъ заключаются доказательства минувшихъ пери'одовъ геологических* и и!ультурныхъ для пер воначальной истор1и человеческаго рода,—съ другой стороны, сравнительная анатомия и эмсриолопя, такъ какъ они уясннютъ начальный точки развития и отношений челозиька къ ниже стоящим* въ зоологи ческой лестнице существам*. Данныхъ для полнаго уяснения доисторической жизни человъка, его М Б стопроисхождения и разеелешя до си хъ поръ еще недостаточно, и въ этомъ отношении здесь предста вляется еще обширное поприще для гипотез* и до гадок*, въ особенности въ одном* изъ наиболее интересных* вопросов* о при мен кмости дарвинистичэекаго взгляда на природу к* происхождению людей. Время появления чаловъческаго рода до сихъ поръ с* точностью не определено, но несомненно, что челозекъ суицествовалъ въ ледниковый период* и пережил* наибольшее напряжение холода. Послед ний находки и нек. д р у п я косвенный доказательства (напр., обособленность б"Ьлой, черной и ж;лтой рас*, приуроченных* не к* современным*, а третичным* континентам*), повидимому, указывают* на появле ний человека въ конце третичнаго периода (въ плио цене). Большое значение для изучения развития челове чества имеют* т.наз.дияиови'альныя находки и пещеры с* костями. Перизыя, состоящий изъ грубых* каменныхъ оруди'й, вместе съ костями ископаемых* животныхъ, указывают* на то, что человек*, несо мненно, былъ созременникомъ мамонта, длинношерстнаго носорога, пещернаго медввдя и пещерн, пены, Первые обитатели пещеръ, какъ показывают* находки, жили охотою и рыбной ловлей, одевались въ звъриныя шкуры, которыя сшивали жилами. Некот. признаки указывают* на существование кан нибализма. Интересны грубыя изображения мамонта, съверн. оленя. Некоторые остатки, в* особенности черепа (напр., Неаацержальск1й), указывают* на низ шее развит!е историч. человека и приближение его к* обезьяньему типу. Далее, богатый материал* для изучешя первобытной культуры добавляют* т . наз. торфяники, кучи кухоннаго сору и свайныя построй ки, курганы, могилы и пр. Эти же находки позво лили различить въ истории человеч. культуры века: каменный, бронзовый и железный (см, перво я de Qiiatrefagfn, „Histoire generate des races huraai-nes" (1887); Тоттаръ, „ А . " (1877). Антропометр^ (греч.), учение о соразмерности членовъ челоЕьчеекаго т ё л а . Антропслорфиз-иъ (греч.), представление Бога в* челоизпиеской* образе и съ человзческ, качествами: ер. по.гитеизмъ, Антропос* (греч.), челозък*. Антропофобия, боязнь люде::, ненависть къ людям*.Аптропоскои*я, вид* людей, физиогномика. Антропотеизм-ъ, обоготворение всего челоавчеекаго. Аптрипотератя, учение а лечеши человека. Антропофат, андрофа ги (греч,), или каннибалы, людоеды, народы и лица, употребляющие въ пищу человеческое мясо, как*. наи1р,, въ древности скиески'е народы, въ настоящее Бремя дик:е народы Америки, Африки, Океании и Полинез:и. Анттюнодентри'ЧЕое idpcco3epn.a,2ie, воззрение на зе>мю и на человЬка, как* на центр* в с ~ лсииной. А п т р : ~ С Т 0 П Я (греч.), разсЬчсн;е человЪческагс тизла (Tpynopa3*HTiej, то же, что анатом1я. Азтргп^Г-ЕСТръ (франц.), архитектурный тер мин*: разстояки'е мевду столбагл:!. А п т р ъ де иеръ (triLre deux rners), плодоносный уголок ь между Дордоньей и Гаронной, въ депар тамент!^ ';Киронды; обширные виноградники. А п т х (ante, передъ), родъ пилястра, прикасающагося къ стене е* однои1 только стороны; его употребляють по большей части въ комнатах*. Антомъ называют* тоже угол* зда.-iis, утолщенный со всех* сторон* наподобие пилястра. А н т у к а (Фр. eij-tout-cas), „на всякий случай"; дамский эонтиикъ отъ солнца и дождя. АнтукОг действующий чилШскш вулкан* в* А н дахъ, 2735 метр, высоты, въ прозинци'и Бибю, близь местечка Антуко на Лайе. А н т ы (Antae), древний сарматски'» народ*, ме жду Днестром* и Танаидомъ ( Д о н * ) ; проникли в* Ри.чъ, побеждены Юстин.ансмъ (:,огому его прозвали /jnticus), который поселил* ихъ въ сёверной обла сти нижн. течения Д у н а я , какъ охрану отъгунновъ; в* средневековыхъ легендах* говорится объ А - х ъ , что они жили въ пещерах*. Анубнст,седьмой из* вось ми главных* богов* египет ской ичиоологии, богъ, почи таемый во всемъ Египте с* древкейшаго времени, ши>ъ Озириса и Изилы. Почитана его было связано т * с н ь й шимъ образомъ съ культом* умерш. А.сопровождал* д у шу въ подземный м!ръ и х о д а тайствовал* ей благосклон ный приговоръ на суд* мертвыхъ. Онъ изображался или въ виде собаки, И Л И В Ъ В И Д Е человека съ головой шакзла. Греки и римляне, смешивая шакала с* сзбакоил, назы вают* его шакало-головымь богомъ. Города египетские Гермополь (иМеркру!ев* • град*) и Ликополь (1Накало-градъ), Эрментъ и Шютъвоздавали особенную честь А - у и были посвящ. ему». бытная культура'). Ср. Тайлоръ, „ А . " (1882); Петрщ „ А . " (3 т . , 1-Й т. 1890 г.); А.