
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
220 ЛПТЮХЪ Ш ВЕЛИК1Й—АНТОКОЛЬСКИЙ. AstTiox* I I I Велгтай, второй сын* Селевка Каллиника, род. въ 242 г. до P. X. и въ 222 г . -наелёдовалъ своему брату Селевку Керэвну. Великая монархия распадалась, Келесири'я, Финнктя, Карйя, Палестина и Киликйя были захвачены Египтомъ; Парейя съ Бактрйей отложились. Последни'я провинш'и такъ и остались отторгнутыми. Въ 217 г. онъ проиграл* сраженйе противъ египтянъ и принужденъ былъ оставить за ними Келесирйю и Финик!ю. Зато А . еовершилъ удачный походъ въ Индию и вер нулся еъ богатой добычей. После смерти Птоломея Филопатора (205 г . ) А . , въ союзъ съ Филиппом* Македонским*, попытался вернуть потерянный про винции н завоевал* вновь Палестину. Когда въ 196 г. онъ взял* Херсонес* Вракййскйй, римляне потребо вали очищенйя Европы, А . отказал* и вступилъ въ борьбу съ Римомъ, сокрушившим* его могущество. Въ 191 г. он* былъ разбит* Машем* Ацилйемъ Глабрйоном* при бермопилах*, его флотъ былъ почти уничтоженъ въ двухъ битвахъ при Xioeli и Мюнеэв, а когда консул* Люш'й Сципион* вторгся в* Сирию, А . при Магнезии потерпел* окончатель ное поражение (190 г.). У него была отнята М. Азия вплоть до Тавра, и онъ принужден* был* у п л а тить 15О00 талант. Д л я того, чтобы собрать эту сумму, он* разграбил* храм* Солнца в* Элимаид*. за что былъ убит* народом* (187 г . ) . А а т о т а с т ъ , курорт* в* Баденском* округ*- О ф фенбургь, 3 источника железно-щелочных* водъ; применяются при малокровйи, желудочно-кишечных* разстройствахъ и д р . Антокодьснтй, Маркъ Матвъевичъ (Мордух* Матысовичъ), скульптор*, р. 21 октября 1843 г. в* Вильнй, дётство провел* въ бедной еврейской семье, помогая родственникам*, державшим* трак тир*, рбнаружившияся ясно способности къ рисовашю заставили родителей отдать 13-летняго А - г о к* позументщику, а затем* рещику. Но А. не в ы держал* етой школы, сбежал* от* хозяина и стал* заниматься резьбой самостоятельно. На 2 1 - м ъ г о д у А . рискнул* отправиться въ Петербург*. Первый исполненный им* здесь работы—две копии изъ дерева головы Христа и Богоматери—обратили вни мание на него в, благодаря содействию Пименова,А. былъ принят* вольноприходящимъ въ скульптур ный класс* Академи'и Художеств* въ 1862 г . К* первым* годам* пребывания А - г о в* Академии отно сятся самыя раишя его самостоятельныя произведе ний с* сюжетами, заимствованными изъ еврейскаго быта. За „Еврея-портного" А . получил* 2 - у ю се ребряную медаль, а „Скупой, считающйй деньги" и „Школьник*, ворующий яблоки* доставили А - у 1-ую серебряную медаль и императорскую стипендию. Б о лее обезпеченный А. могъ теперь заняться попол нением* своего образований. Посещенйе му!еевъ, бе седы, общение съ художниками навели А-го на мысль о коренном* различии между ваянием* клас сическим* и новым*. Если въ первом* интерес* сосредоточивался на красоте телесной, на оболочке внешней, т о для второго, по миенйю А - г о , идеал* долженъ быть въ воспроизведена жизни духовной, внутренней. Зти мысли А . попробовалъ выразить въ „Нападении на евреевъ во время инквизиции". Но вта попытка не вызвала сочувствия въ его руково дителях*. Въ 1871 г . А . выступил* съ новой про бой: он* вылепилъ статую Ивана Грознаго, стремясь показать в* немъ мученика и мучителя съ мощ ным* духом*. Статуя, полная экспресейи, имела крупный успех*, еразу обратила общее внимание на ея творца и дала А-му заанйе академика. Съ окончанием* Академи'и А . переселился за границу, сначала въ Рим*, потом* Париж*. С* этого вре мени А . совершенно оставил* бытовые сюжеты и отдался скульптуре исторической. В* 1872 г. по явился „Петръ Великйй *, въ которомъ А . хотел* выразить идею русскаго самодержавие и дать в о 1 М. М. Антокольскш. площеше непреодолимой энергйи и гигантских* сози дательных* сил*. Одновременно съ этимъ А . р а ботал* надъ „Ярославом* иЧудр.", Дмитрйем* Д о н ским*", „Иваном* I I I и „Христом* передъ на родом*". Затем*, после увлечения проэктом* памят ника Пушкину, А . обратился к* изображению героевъ человеческой мысли, творцов* этических* систем* и борцов* за идеи: в* 1878 г. онъ исполнил* .Умирающего Сократа", въ 1880г. — „ С п и н о з у " , къ 8 0 — 9 0 - м ъ годамъ относятся проэктъ памятника Александру I I , „ Не отъ мира сего" (слепая христи анка), „Ермак*" и „Нестор*". А, разорвал* связь с* безеодержательной скульптурой, щеголявшей одкою красотой идеализированных* форм*. Обладая пре восходною техникою, изяществом* лепки, чувством* красоты линйй, А . заставляет* мрамор*, покорный его опытной руке, служить для передачи различ ных* типов* сложной психической ЖИЗНИ и в* своих* произведениях*, почти всегда идейных*,дает* целую галлерею талантливо воспроизведенных* пси хологических* характеристик*. Такйя особенности таланта сделали А - г о однимъ нзъ крупных* евро пейских* скульпторов* и самымъ виднымъ представитечемъ скульптуры русской. Биографическая сведвмя даетъ А . о себе въ „Вестнике Европы" 1887 г. № № 9 и 10; ср. Булгаков*. 9., „Произведе ния М. М. А - г о " , 1893. г е