
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
457 Шенау—Шенберг 458 главные моменты всемирной полити ния (из фортепианных) заключают в ческой и культурной истории от со себе всего несколько тактов, другие — творения мира и до Великой франц. поражают совмещением противополож революции. 18 больших картонов он ных оттенков (одновременно „форте" и исполнил для этой росписи. Но они не „пцано"). Музыкальные круги разде были написаны, так как Пантеон был ляются во взгляде на это явление: превращен снова в церковь, и замеча многие считают его гениальным твор тельная по оригинальности замысла, цом новой эры в музыке, но имеются по философской глубине и ясности и мнения резко отрицательные. Сочи трактовки, по широкому приему испол нения его отличаются предельной труд нения композиция не была осуще ностью. Как бы т о ни было, Ш . является ствлена. О Ш. см. Abel Petjrouton, „Р признанным главой целого нового му Ch. et son oeuvrc". 18Ь7. H. Т. зыкального направления (в германских странах преимущественно). О Ш. см. Ш е н а у , курорт, см. Теплиц. Ш е н б е р г (Schonberg), Арнольд, один Е. Wetlesz (1921) и P. Stefan (1924). Л. С. из самых выдающихся современных германских композиторов, вождь край Ш е н б е р г (Schonberg), Густав Фрид него левого направления в музыке, рих, немецкий экономист (1839 — 1908), делящий эту сферу с Стравинским и получил образование в боннском и б е р Хиндемитом. Родился в 1874 г. в Вене; линском университетах, с 1867 г.—пре первые его сочинения были написаны подаватель политической экономии в в романтико-пмпрессионистической ма сельско-хозяйственной академии в Пронере, напоминавшей скорее всего позд с к а у . с 1869 г.—профессор в базельнего Вагнера („Verklarte Nacht", ран еком университете, с 1870 г.—во фрейние песни) и отчасти даже Брамса. Впо Оургском и с 1873 г.—в тюбингенском; следствии Ш. становится новатором, катедер-социалистисторико-этического ниспровергающим все прежние музы направления. Еще до образования „Со кальные законы и вовсе не считаю юза социальной п о л и т и к и " Ш. высту щимся с благозвучием. Его два струн пает с речью о з а д а ч а х германской ных квартета (второй—с голосом соло) империи при решении „социального еще написаны в манере промежуточной; вопроса" („Arbeitsamter% академиче начиная с Gurreliedern наблюдается ская речь, 1871), где он всячески от уже более резкий поворот. Ш. является межевывается от социализма, резко нападает на доктрину манчестерства автором специальной мистической тео рии музыкального творчества (он — и требует государственного вмеша „теософ") и автором трактата о новой тельства, указывая на необходимость гармонии, в котором, однако, он не вы специального экономического законо ставляет никаких новых закономерно дательства и тщательного обследова стей и больше цитирует свои гармони ния государственными средствами по ческие нововведения. Одним из наи ложения рабочих. Эта, речь послужила более характерных сочинений для Ш. поводом к обостренной полемике среди является „Лунный Пьеро", написанныйнемецких ученых, выступивших за и в форме камерного театрально - му против социальных реформ. В а к а д е мической речи 1873 г. „О немецкой зыкального сочинения. В нем приме школе с Е О б о д н о й торговли и о партии няются новые приемы пения („глис Эйзенахекого собрания" Ш. привет сандо") и новый мир гармоний, который ствует „Союз социальной политики" и не стоит ни в каком отношении к преж видит в нем новую социально-полити нему. В творчестве Ш. характерны ческую партию, выступившую как про стремления к „камерности", к замыка тив манчестерства, так и п р о т и в сонию в интимный звуковой мир, к кульциалдемократин. I I I . известен как из туре утонченной оркестровки (в проти датель популярного экономического воположность Р. Штраусу) и к „изобре „Словаря" („Handbach der politischen тению", сказывающемуся в том, что Oekonoraie", 1-ое изд. 1882), где ему он не останавливается ни перед чем, принадлежат обширные статьи: о на чтобы придать своим сочинениям ха родном хозяйстве, о рабочем вопросе. рактер необычности. Одни его сочине e w