
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
mi Чемесов-Чемоданов. 692 пускаются в декабре и январе (поэтому (с воспроизведением его гравюр), 1878. 22". Тарасов. „рождественский цветок*). Все раете ние сильно ядовито, и корни его, содер Ч е м о д а н о в , Иван Иванович, столь жащие алкалоид геллебореин, приме ник, дипломат ХУП в. Служил при нялись для получения тинктуры, кото дворе Михаила Федоровича, воеводрая раньше применялась в медицине. ствовал при Алексее Михайловиче. ЧемееоВ| Евграф Петрович, гравер В 1656—57 гг. Ч. участвовал в посоль на меди (1737—1765). Сын бедного дво стве, посланном в Венецию для заклю рянина Нижегородской губ., в 1753 г. чения займа, необходимого для про < ы записан капралом в Семеновский должения затянувшейся войны с Поль 5 л полк. Риеуя на досуге, он приобрел шей. Заключить заем не удалось. Свои большой навык в копировании, обратил заграничные впечатления Ч. описал Е. С. на себя внимание И. И. Шувалова, был в своем „Статейном спиеке* вытребован в 1759 г. из полка и поме Ч е м о д а н о в , Михаил Михайлович, щен в СПБ Академию художеств. Под врач, художник, общественник (1856 — руководством Г. Ф. Шмидта Ч. на 1908). Род. в селе Боровицах Вятской гравировал портреты Петра I (Натье) губ. в бедной семье; окончил вятскую и И. И. Шувалова (Ротари). В 1761— гимназию и московский университет 62 гг. он выполнил портрет Екате (медиц. фак.). Студентом обнаружил рины Л и два портрета Елизаветы I . незаурядные способности к рисованию, Первый сделан весь резцом, второй — которое и было для него главным крепкой водкой и сухой иглой. За источником существования (рисунки последний Ч. был признан академи в книгах по медицине, — „Анатомия* ком. С отъездом Шмидта в 1762 г. Зернова, — карикатуры в различных Ч. был назначен заведывать вместе журналах на злободневные темы и т. д.). с Тейхером обучением в гравироваль В это время уже наметился обществен ном классе. В 1764—65 гг. он выпу ный уклон в работах Ч. Сильно нашу скает превосходные портреты гр. Гр. мела его карикатура (повлекшая за Орлова, фельдмаршала Миниха, актера собой закрытие журнала), аллегориче Волкова и собственный портрет —по ски изображавшая виселицу в виде следнее и самое грациозное произведе двух чернильниц с торчащими в них ние Ч. После ухода И. И. Шувалова ручками и с надписью сверху: „Наше из президентов Академии, мелкие при оружие для разрешения насущных во дирки Бецкого надорвали расшатанное просов". здоровье Ч., а пренебрежение при со По окончании университета (1882) здании новой Академии художеств, Ч. работал сначала ординатором в хикуда он не был приглашен, сильно за рургич. клинике, некоторое время слу тронуло еамолюбие Ч. Развившаяся жил в земстве, а затем специализиро горловая чахотка быстро свела его вался на зубных болезнях. В этой от в могилу. Признавая участие Шмидта расли он оставил труд „Ампутация в портретах Петра I , И. И. Шувалова, пульпы"; много лет редактировал жур гр. Орлова, нужно отметить и здесь нал „Одонтологическое обозрение", пре своеобразие Ч. Беспорядочные зигзаги, подавал в открывшихся тогда зубо которые Шмидт проводил между па врачебных школах. Художественная раллельными штрихами на фонах, Ч. деятельность Ч. не прекратилась и перенес и на лицо и на тело, этим в эти годы загруженности его меди гравюра резцом получила особую соч цинской работой. Он продолжал много ность и мягкость. Но особенно хороши рисовать, при чем всегда шел здесь работы Ч. сухой иглой и крепкой вод в ногу с передовой общественностью, кой (портреты Елизаветы I , гр. Орлова, беспощадно бичуя своими карикату Миниха и самого Ч.). 17 портретов Ч — рами порядки царской России. Под лучшее, что было дано в гравюре рус различными псевдонимами („Червь", скими мастерами Х У Ш века. „Лилин", „Икс", „Игрек") мы находим О Ч. см. Петров, Я., „Русский гравер карикатуры в журналах: „Будильник", Ч.*, Библиотека для чтения. 1860; № 4; „Стрекоза", „Свет и Тени", „Осколки", Ровинский, Д., „Русский гравер Ч." „Фаланга". „Гусли" и др. В 1905 г. Ч.,