
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
Часы строту качаний; целый ряд способов применяется с этой целью: уравнительный маятник со ртутью, решетчатый маятник, маятник со стержнем с неиз меняемой длиной. В первом случае чечевица маят ника заменяется сосудом со ртутью, где измене ния температуры вызывают изме нения уровня рту ти, соответствен но изменению дли ны отержня. Во втор, случае стер жень маятника образован рядом прутьев из раз личных металлов, подобранных так, что изменения их длины при изме нениях темпера туры происходят в различных на правлениях, и тем в результате со храняющих не изменной общую длину всей систе мы. Наконец, тре тий способ, наи более простой и аналогичный пер вому, состоит в применении ме талла „инвар"— сплав стали и никкеля ( 3 6 % няккеля), с малым ко эффициентом рас ширения. Ничтож ное изменен, дли ны такого отер жня уравновеши вается измене ниями положения латунной чечеви цы, регулируемой гайкой на конце стержия. Это уравнивание встре чается не во всех Ч., и монументальные Ч. в обще ственных зданиях, подверженных сильным кояебашням температуры, имеют проото стержень маятника т сухого дерева, дающего вполне удовлетворнтельяые результаты. Часто гирю для движения Ч . замешгат спиральной пружиной. Карманные Ч". Из четырех органов предыдущих Ч., два слишком громоздки—двигатель и регуля тор—и непригодны для карманных. Постоянная си ла тяжести заменяется здесь медленно распрямля«>щейся|пружиной (рис. 6), помещенной в коробке А, 622 В башенных Ч. качание маятника регулирова лось скручиванием двух шнуров, в карманных же Ч. это достигается при помощи пружины, согнутой в форме спирали Архимеда. Эта пружина однвм концом закреплена яа втулке, связанной с качающейся осью баланса; другой конец прикреплен к ползушке, помещенной на мостике, поддерживающем ось ба ланса, и называемой регулятором у баланса. Послед ний оборот опирали имеет оеобую форму, разрабо танную PMlipps в 1864 г. и позволяющую спирали развертываться коноентрнчно и сохранять ее центр тяжести на оси во все время движевия баланса (рис. 7). Эта так называемая .наружная* кривая Рис. 1. помещается в плоскости высшей, чем спираль. Ча совщики называют эту кривую «кривая Бреге*, так как французский часовщик Brlgnet первый построил ее, убедившись на опыте в ее регулирующей спо собности. Но колебания баланса больше, чем кача ния маятника, и пря том амплитуда нх перемен чива, так как распрямление пружины развивает усилив, постепенно уменьшающееся. Между тем не обходимо, чтобы времена колебаний были одинаковы, несмотря ва разницу в амплитуде, что теоретически возможно; но это трудно осуществить в карманных Ч., благодаря ничтожности размеров и тонкооти их органов. Так как движение баланса в значитель ной мере независимо от спуска, то в карманных Ч. последний отличается от башенного целым ря- «набжеиной по окружности зубьями и образующей первое колесо в системе шестерен А, В, С, £>, и а, &, с, d. В основе регулятора лежит плоский маятник, в котором плечи с грузами, регулирующими своим положением движение, заменены колесиком баланса •о винтами, позволяющими изменять его радиус. дом мелких конструктивных деталей. И здесь суще ствует влияние нзмевенвй температуры в, следова тельно, необходимость их компенсации, несмотря на ио, что расширения отдельных частей регулятора |в известной мере здесь взаимно компенсируются. *Все же упругость спирали меняется о температурой