
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
239 Цвиккауские пророки—Цвинглм 240- мажные, стеклянные, перчаточные и пр. Торговля каменным углем. Ц. лежит среди обширных каменноуг. залежей. Цвиккауские пророки, см. Х Ш , 570/571. Ср. также церковь, Цвиленев, И. Ф., народоволец, см. X L , прил. автобиогр. револ. деят. 70— 80 гг., 514. Цвиигли (Zwingli), Ульрих, основа тель реформатской церкви в немецкой Швейцарии (1484 — 1531), род. в дер. Вальдгаус Санкт-Галленского кантона, где отец его, зажиточный крестьянин, был старостой. Среди родни было не сколько лиц духовного звания, и маль чика, рано полюбившего книжку и спо собного к музыке, предназначили к духовной карьере. Ц. учился в хоро ших условиях; уже в 13 лет его берн ский учитель Вельфлин внушил ему любовь к классической древности, еще более окрепшую за двухлетнее пребы вание в венском университете, пере живавшем как раз пору своего гума нистического расцвета. Богословскую науку Ц. изучал в Базеле у Томаеа Виттенбаха. В 1506 г. 22-летний Ц. стал священником, отелужил первую обедню в родном Вальдгаусе и в том же году перевелся в Гларус, где про был затем десять лет (1506—1516). И здесь он не оставил своих гуманисти ческих занятий, так что окружающие звали его „Цицероном нашего вре мени": Ц. изучил греческий язык, за нимался др.-еврейским, вступил в пе реписку с Эразмом. Гуманистическая тенденция проглядывает и в собствен но богословских занятиях Ц.: его бого словие, учение о евхаристии, очень близко к эразмовекому. Здесь же в круг интересов Ц. начинает вплетаться и политика. Сопровождая в роли ка пеллана своих гларнских сограждан, выступавших в роли папских наемни ков против французов (1512—1515 гг.; см. Швейцария—история), Ц. печатно выступил против самого института наемничества, делая пока исключение лишь для папы, служение которому Ц. считал допустимым. За это фран цузская партия, которой Ц. всячески мешал в вербовке швейцарцев, своими интригами выжила Ц. из Гларуеа, и ему пришлось перебраться в про славленный паломнический центр Эйн- зидельн. За трехлетнее пребывание здесь (1516—1519), Ц., изучая Новый Завет в эразмовском издании, присту пил к своей проповеди в очень осто рожной форме. И папская курия не решалась его трогать, связанная вер бовкой швейцарских наемников. До1520 г. Ц. получал даже пенсию из Рима. Тем временем он окончательно утвер дился в мысли о доминирующей роли Писания в деле постижения евангель ского учения; отцам церкви он отво дил теперь лишь служебное, далеконе безапелляционное значение. Вместе с тем Ц. стал резко высказываться против происходивших на его глазах эксцессов на богомолье в Эйнзидельне.. Особенно возмущал его торг индуль генциями, и, когда в 1518 г. продавцом их выступил францисканец Бернардин Самсон, Ц. потребовал от цюрихскогогородского совета не давать ему хода. С 1519 г. Ц. выступает уже в Цю рихе; в должности соборного настоя теля начинает он евою проповедь, вы ступая, однако, не по догматическим вопросам; его „реформа* направлена прежде всего против политической и нравственной порчи, в частности про тив наемничества. И уже от этих тем,, разрешения которых Ц. искал в тесном сотрудничестве е цюрихскими вла стями, переходит он постепенно и к вопросам церковным, высказываясь против соблюдения постов, против по читания святых, против безбрачия ду ховенства. Так началась реформация в Цюрихе сложным сплетением поли тических и церковных вопросов, при чем к разрешению их изначала при зывалась общинная власть. В самом деле, когда в городе нашлись после дователи нарушения поста и некото рых из них привлекли к суду, Ц. вы ступил их защитником, и городской, совет оправдал привлеченных. Вопросу о посте посвящен был и первый реформационный трактат Ц.: „Von Erkiesen und P r y h e i t d e r Spy sen" (1522), „О сво бодном выборе пищи". По вопросу о* целибате Ц. обратился к епископу констанцскому, чтобы он не допускал дальнейшего распутства среди духо венства и разрешил брак либо сквозь пальцы смотрел на него (впоследствии,, в 1524 г., сам Ц. женился на одной,.