
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
119 Трансииссии. 120 метр шкива (таблицы величин т но Геркенсу j г примеры пользования ими можно лайтя в моей книге «Курс деталей машвн»). Так на зываемое свлияние центробежной силы», ко торая будто бы уменьшает натяжение ремня к шкивам ж при скорости v = 50 м. в секунду совсем оттянет его от шкивов и не позволит передать никакой работы, блестяще опровер гнуто опытами Геркенса, который доводил скорость ремня до 70 м., н ремень передавал больше работы, нежели при v = 50, когда по «тео¬ рии> он не должен уже ничего передавать. Но, несмотря на это, многие немецкие авторы и теперь еще спорят против факта, говоря, что опыт Геркенса был «лабораторный»; как будто в «лаборатории перестает действовать центро бежная сила! для пеньковых канатов: -крученых D ~S. 368 . . (6), плетеных D >2ia . , . (7); для хлопчатобумажных канатов: крученых D g286 . . (8) плетеных D lSa (9)> m m m m где 6 есть диаметр круглого каната, а а — сторона квадрата у квадратного каната. В край ности, при очень больших числах оборотов, возможно величины Вщ уменьшить еще на 15—20%, чтобы не получить чрезмерной скоро сти каната. Этими данными, при предписан ном заранее числе оборотов вала, определяется наименьшая возможная скорость каната. Для образования бесконечной цепи концы каната сплеснивают или оплетают. Способов оплетки несколько. Возможно сделать сплетку без утол щения каната, но, конечно, место сплетки всегда будет значительно слабее целого места, и оно-то и рассчитывается на прочность но натяжению каната в ведущей части, как и у ремня. Ме таллические замки для соединения концов ка ната оказались в практике мало пригодными В отличие от ременной передачи, канаты лежат не на гладком шкиве, а кладутся в треугодьг кого сечения бороздки, выточенные в ободе блока {рис, 28); это делается как на ведущем, так и на ведомом шкиве и имеет целью уве личить силу трения между ободом и канатом; степень увеличения зависит от угла 2fi между сторонами профиля желобка; обыкновенно он берется в 45°, Глубина желобка должна быть такова, чтобы канат, после того как он пора ботает н обомнется, все-таки не доставал бы до дна желобка, а завязал бы между его сто ронами. Понятно, что на направляющих бло ках, где работы шкив Ряс. 28. Рис, 27. Формула (5) прилагается как к кожаным, так н в тканым, резиновым, балата-ремяям и верблюжьим; обыкновенно в этих ремнях до пускают напряжение % на 15—20 меньше, чем в кожаных, а поэтому, при той же толщине, их берут настолько же % шире, т.-е. прини мают величины т на 15—20% большими, чем для кожаных. Канатная передача (растительными канатами). Рис. 28. Канаты делаются или из пеньки (мандльской, баденокой или русской), #ли из хлопчатой бу маги. Первые жестче и требуют шкивов (на вью, в каиатн. передаче блохами) большего диа метра» нежели бумажные. Канаты бывают или крученые^ или, более новые, плетеные. Крученый канат окручивается из трех меньших канатов, прядай или стренг, и имеет приблизительно круглое поперечное сечение; плетеный же канат плетется из восьми прядей, наподобие шнура, и имеет квадратное поперечное сечение. Плетеные канаты мягче крученых и позволяют иметь блоки меньшего диаметра. Наименьший диа* метр блока D должен быть выбран так m широких желобках, на дне их, не завязая (рис.29). Чтобы канатная передача, о несколькими ка натами на каждом блоке, правильно работала, необходимо, чтобы радиус вращения всех ка натов был одинаков, иначе будет вредное скольжение; перед постановкой на место ка наты следует предварительно сильно вытянуть лебедкой, чтобы не пришлось их часто пере сплетать, и дать им раскрутиться. Канат сле дует смазывать жирной мазью о графитом. Скорость каната берется от 10 д о 25 метров в секунду, а расстояние между осями валов выбирается так, чтобы оно не было больше 25 м. и меньше 1,5 ( # $ + Ш где Оь и диа метры двух шкивов, ведущего и ведомого (при натяжении каната грузом расстояние может быть и менее). Н а больших фабриках число канатов на одном блоке бывает д о 80 и даже более. Наиболее часто употребляются канаты диаметром в 46 и в 50 мм., но иногда можно встретить канаты в 25, 80. 85, 40, 55 и 60 мм. диаметром, в зависимости о» различных вто ростепенных условий. В практике расчет ка натной передачи ведут по формуле вида г