
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
543 Суффеты—<Суффло, 544 лигии. Вышколивши себя в исламской набожности, человек может* вступить на путь—„тарикат", т.-е, вторую ста дию. Для этого он делается „мюридом** (послушником) у какого-нибудь святого, авторитетного суфийского „старца" („шейх", „пир") и беспрекословно пови нуется всем его приказаниям, стараясь убить свою личную волю, свое личное „я" и, путем молитвы и напряженного созерцания(такжерадений,„зикр"), дой ти до мистического экстаза, позволя ющего соединиться с божеством. Экс таз („халь") приводит его к третьей стадии, именуемой „познание/' „марифат". В этой стадии он познает не умом, а сердцем единство вселенной в боге (мир—эманация бога), равенство всех религий (одинаковых лучей единого солнца), относительность добра и зла, нравственности и безнравственности и т. п. теософские истины. Четвертая стадия— „хакыкат" („истина"), в кото рой „познавший" („ариф") чувствует свое полное отожествление с боже ством—доступна лишь некоторым. На практике не раз случалось в те чение последних веков, что суфийское учение о равенстве добра и зла, нрав ственности и безнравственности на чинали исповедывать люди, не подго товлявшиеся к этому путем долгого искуса в благочестии и в подвижниче стве; такие нигилисты не раз навле кали навесь 0 . репрессивные меры со стороны правительства и в Персии и в Турции X V I — X V I I I в.в.; из-за них са мое слово„суфий" получило в обиходной речи смысл „вольнодумец" Да и поли тически С. тоже мог казаться опасным. Некоторые суфийские шейхи, имея у себя наэлектризованных „мюридов в беспрекословном повиновении, могли ведь являться крупной политической силой. Ближайший для нас пример— кавказский имам Шамиль со своими мюридами (см. мюридизм). <% Суффикс, часть слова, присоеди няющаяся к корню и придающая его значению особый оттенок (при корне вод—в вода образованные с различны ми С. имена существительные: водица, водичка, водка, водочка, прилагатель ные: водяной, водный, глаголы: навод* нить, обезводить и т. п.). По своему происхождению С. восходят, вероятно, все к словам, имевшим некогда са мостоятельное значение, так что со^ единение корня с С. являлось образо ванием сложного слова. Но процесс потери второй частью этого сложного слова своего самостоятельного значе ния и превращения се в С. относится во всех существующих языках к та кому отдаленному прошлому, что мо жет быть восстановлен только с по мощью научного исследования. Но отдельные факты свидетельствуют о том, что этот процесс происходил именно вышеописанным образом: во франц.—able (соираЪ1е capable), сохра нилось лат. habilis (способный), в нем.— licit (lacherlich), старо-нем.— l i k i s (видный), в русск.—грушевидный^ различный и т. п., суффиксальная часть также еще сохраняет явственные сле ды своего происхождения от значущих слов. Такой процесс потери зна чения некоторыми словами и цревращення их в более или менее формаль ные элементы речи известен уже в изолирующих языках (новокитайском); он имеет широкое распространение в агглютинирующих и флексирующих языках, при чем в этих последних, благодаря присущему им принципу сращения частей слова, С. обнаружи вают особенную склонность к разра щению (суф. - ик в соединении с со гласным предшествующего слова пре вращается в С.-ник,-гцик и т. д.* этот последний в -овщик,-евщик\ напр.» } фруктовщик старьевщик и т. д.). А. П. 9 Суффиони, см. мареммы, XXV1IL Са. А. К р ы м с к и й , „История Персии., ее литера 1 9 0 . туры и дервпшской теософии*, т. I I (И. 1912), с обшир Суффло (Soutflot), Жак Жерыен* ной библиографией; е г о ж е , „Очерк развития С " во I I т. москов. «Древностей Восточных" (1895); франц. архитектор ( 1 7 0 9 — 1 7 8 1 ) . В И. Г о л ь д ц и г е р , „Лекции об исламе" (СПБ., 1912), юности он имел возможность озна глава „ А С К 8 Т И 8 И н С.* ; гораздо под* ее по-немецки: „Vorlesung«i Uber den Ielom", Гейдельберг, 1925,2 до комиться в Турции и Малой Азии с * полненное гвд., стр. 133 —187 и 832—351. Среди старой литературы сохраняет свою важность А л ь ф р. образцами купольных построек и за С. К р е м е р, ,,Geachicbte der herrschenden Ideendeals- тем с памятниками Рима и Пестума.. l a m s " , Leipz., 1868. ^ Крымский. 4 Суффеты, см. Карфаген, Х Х Ш , 5 8 0 . жился стиль С. Главное Под влиянием этих изучений и сло его произ-