
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
251 Сравнительная психология. 252 среды, 2) способности животных к ак вотных противопоставлять среде дей тивным счетам со средою и 3) способ ствия, превышающие силы отдельных ности их подчинять себе среду, в смысле индивидуальностей, путем образования борьбы с нею приемами, превышающими временных или постоянных агрегаций^, силы отдельных индивидуальностей, с целью самосохранения (стаи и стадо). путем образования временных агре Этим путем отдельная особь получает гаций в целях овладевання добычей, возможность решать задачи, значи б) В связи с размножением эволюция тельно превышающие ее индивидуаль совершается, гл. обр., в следующих на ные силы. правлениях: в усилении полового чув Эволюция эмоциональная, сопровождая ства, в расширении территории по эволюцию интеллектуальную с момен исков самок самцами, в усовершенство та, когда эмоции получают место в вании приемов овладевания самками царстве животных, совершается в тех (замена приспособлений морфологиче же направлениях и проходит анало ских—психологическими), в развитии и гичные этапы эволюции с теми огра осложнении ухода за потомством. На ничениями, разумеется, которые вы своем пути эволюция эта проходит текают из особенностей самой природы три аналогичных этапа: 1) полная за этих психических способностей. висимость от среды, так как спарива Конечными итогами психической эво¬ ние является актом случайных встреч люции в царстве животных, итогами, самца и самки, которые не влекут за которые были получены в качестве собой никаких дальнейших между ними биологического наследства человеком, отношений, 2) спаривание является являются: 1) значительная сложность следствием поисков самок самцами, отношений особей животных одного и борьбы их между собою и пр., наконец, разных видов друг к другу. Своего 3) уровень психических способностей, высшего предела сложность эта дости на котором животные могут подчинять гает на том уровне, на котором в относебе среду, в смысле противопоставле щениях животных между собою начи ния ее силам—силы, превышающие нают принимать участие их элемен таковые отдельных особей, путем обра тарные разумные способности, когда зования полных семей, основанных на вследствие этого получают возмож соотрудничестве самца и самки, в ность образоваться традиции, а ору целях выхаживания молоди, и, как дием, их создающим, является язык высшая ступень, — путем образова животных. Надлежит иметь в ви ния союза семей на принципе их ду* однако, что последний с чле общего сотрудничества в том или нораздельною речью человека ни в другом направлении, в тех же целях каком отношении не стоит и ни выхаживания потомства, с) Эволюция чего общего не имеет, так как. звуко психики в связи с самосохранением со вой язык животных принципиально вершается путями: сначала морфоло ничем у них не отличается от языка гических и физиологических, а затем зрительного, осязательного и обоня психологических приспособлений: усо тельного. 2) Более или менее значи вершенствованием средств самозащиты тельное освобождение индивидуально (убежища, бегства, самообороны и пр.). сти от поглощения ее видом. Факты На этих путях животные проходят те свидетельствуют, что решение ^ этой же три этапа эволюции: 1) полной за задачи достигается тем полнее и лег висимости от среды—пассивной меры че, чем условия борьбы за жизнь ме самозащиты (покровительственная нее интенсивны, обострены и суровы. окраска, мимикрия, симуляция смерти, 3) Большая или меньшая обеспечен выделение полезных для самозащиты ность индивидуальной жизни вообще, веществ и пр.); 2) этап активных сче а это становится возможным при усло тов со средою: устройство нор и лого вии увеличения и усовершенствования вищ, способных служить средством за средств борьбы за существование, па щиты (при бегстве применение „обма раллельно и в связи с такими приспо на" и „хитростей" и т. п.); 3) этап, соблениями организации, которые да характеризующийся способностями жи вали бы возможность решать сложные #