
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
XXII. Единая трудовая школа СССР. 290 отойчиво и безоговорочно. Монополизация ственно, рядом с подчеркиванием единства школы государством дебатировалась и де сохраняет серьезное значение вопрос об батируется тем более горячо, что, с одной известной жизненной законченности I ст., стороны, указывают на необходимость в как массовой школы. Частью в этом отно интересах устойчивости государственного шении стремятся помочь организацией и общественного строя проводить единство школ и занятий дополнительного характера, школы как государственной, во избежание которые идут рядом с участием в зара подрыва ее целей частными школами и их ботном труде в жизни и должны дать не отклонениями, но с другой—отмечается, что которые практические умения и профес те же интересы указывают государству иа сиональные знания, частью же сама школа опасность такой монополизации, так как стремится восполнить эти пробелы. Как таким путем государство, указывая общие известно, старая народная школа имела пути, отрезывает или суживает возмож в виду дать зачатки грамоты — письма, ность искания новых форм и содержания чтения и счета—и некоторое минимальное и рискует отстать от жизни. Это противо общее развитие. Современная школа I ст. речие побуждает государственную власть сохраняет эти задачи, но стремится по в СССР, вступая на путь монополизации полнить их чрезвычайно существенным школы, учреждать опытно-показательные образом по основной своей идее. Это по школы или, в последнее время намечаю полнение обнаруживается прежде всего щиеся, экспериментальные школы при пе в том, что современное содержание обра дагогических высших учебных заведениях. зования определяется принципом изучения В проблеме единства сейчас больным во трудовой деятельности населения. Таким в самом своем просом является взаимоотношение второй образом, уже первая ступень содержании современная начинает ступени с третьей — высшей школой: из с трудовой деятельности, с конкретных последней несутся вполне справедливые жалобы на то, что молодежь является окружающих школу форм, материала и с недостаточной подготовкой для работы условий трудас и все время идет в этом русле. Вместе тем современная методика в высшей школе, и в данное время един ведет путем изучения конкретной живой ство перехода в этой стадии возбуждает действительности. Первая ступень в ее много забот и споров. Нужно в заключе работе определяется трудовым к о м п л е ние упомянуть, что это единство в своем к с о м,— она комплексна как в ее содержа построении может выравниваться в разных нии, так и в ее форме. Таким образом, направлениях: оно может создаваться на ориентация в окружающей трудовой, про почве об'единения по направлению к высшей изводственной, политической и обществен школе, как это было в старой средней ной жизни является не только прямым школе, которая вся была вытянута по на результатом такой постановки, но и созна правлению к высшей школе (гимназии —к тельно ставится цель дать детям эту пер университету, реальные училища — к спе вую ж и з н е н п у ю грамотность. Несо циальным высшим школам н т. д.); со на мненно, многое еще только нашупывается, правляющим началом может быть и основ но все-таки с точки зрения развития пе ная ступень, представляющая массовую дагогических идей и школы, как школы народную школу, именно первая ступень, жизни, такая постановка массовой народ и весь дальнейший путь определяется в по ной школы представляет необычайно зна строении единой системы отсюда. чительное плодотворное явление. В итоге 11. Первая ступень. Кроме упоминания научение грамоте и счету в современной о I ступени в общем порядке Е. т. ш., не школе I ст. подчинено более широкой за обходимо отметить некоторые стороны в ней даче дать детям основные сведения о со особо, так как на ряду с задачами, пред циальной и индивидуальной жизни и об писываемыми единством ступеасй Е. т. ш,, элементарных явлениях природы. Краеве у каждой ступени возникли в соответствии дению во всей этойработе отводится очень с требованиями окружающей жизни свои большое место. Естественно, что при задачи. Огромная масса юных людей за комплексности учебные предметы, как та канчивает свое образование I ступенью. ковые, отпадают. Только недочеты в при На 1 декабря 1925 г. школ I ступени у нас обретении навыков счета, письма и чтения, числилось 95.588, или 93,3°^ других школ. как и элементов графической грамоты, вы Нужно к этому прибавить, что существует нудили вернуть в некоторой степеви уроки, довольно много школ неполного типа пер как систематические упражнения в отдель вой ступени, а именно с тремя отделе ных областях. ниями, при чем считается, что учитель мо 12. Вторая ступень м уче&ше пред жет работать с 40 учениками и с двумя отделениями. Таким образом, первая сту меты. Таким образом, первая ступень Е. пень часто является массовой школой са т. ш. стремится дать не только навыки, но мостоятельного порядка. Поэтому, есте и известный общеобразовательный мини-