
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
275 Иониаиъ. 27& ства" Шел.-шнга (см.). Для него при лизма, такъ какъ для него исходными рода и духъ—формы проявлешя Абсо пунктомъ разеуждешя являются свя люта, полюсы его. Природа есть „духъ, занные фуикщональными отношея1ями сдълавшШся вндимымъ". Последова элементы, имеюпце материальную, ве тельно и целостно проведенъ М. суб щественную природу: система С (мозгъ) станции у Гегеля (см.). „Тождество мы- и ея среда. Ыахъ исходить изъ идеашлешя и б ь т я " понимается Гегелемъ листнческихъ основашй: для него эле такъ, что логическое, или, какъ онъ го менты суть ощущешя. Въ итоге Авеворить, Д1алектическое развипе поня- Hapiycy и Маху вселенная предста тШ есть въ то же время развит1е миро вляется, какъ рядъ закономерностей. вого процесса. Трудность примененш Такимъ образомъ, единство явленШ п о т т я косной субстанщи и противо- (психическнхъ и физическихъ) дости реч!е статическаговоззрешя современ- гается не привлечетемъ чего-то тренымъ эволгошоннымъ взглядамъ при тьяго(какъ это делалъ, напр,., Спиноза), вели къ установлетю новой точки зре лежащаго вне физическаго и психичения—If. процесса, или явленгй. Уже у скаго, но утверждается ихъ реальное Шеллинга и Гегеля применяется поня- едипство (въ чистомъ опыте). Суще Tie развнт]я. Древнейшей формой этого ствуетъ только одна вселенная, одинъ направлешя является учете Гераклита космпческШ процессъ. Наконецъ, въ (см,) о вечномъ движешй, какъ прин особомъ спешальномъ значеши приме ципе м'фового процесса, и объ огне, няется цоняие М. нъ учешямъ Гэккекакъ символе этого двпжетя.Гераклиту ля н Оствальда. По своему содержанию не чужда и отчетливая мысль о после- взгляды этихъ мыслителей близко довательномъ развитии: „борьба есть стоять къ первоначальиымъ формамъ отецъ всехъ вещей, и изъ нея вышли метафизики. По учешю перваго (см. его боги ]( люди, слуги и господа". Въ но ДЬровыя загадки", есть русск. пер.), вое' время идея развитая приобрела все предметы реальваго Mipa состоять чрезвычайно широкую область при нзъ матер1й и силы. Матер1я состоитъ менения. Канть провелъ строго и изъ тяжелой массы и легкаго эенра. последовательно мысль о развитш Ни то, ни другое не мертво: присущая согласно механическимъ законамъ от имъ сила выражается въ ощущешн и носительно неорганическаго Mipa. На воле, иначе—въ чуветвованш и стреследования Ламарка, Гёте, Дарвина при мленш. Последшя возникаютъ при дви менили идею развитая къ органическо жении частицъ матерш: атомы испытыму Mipy. Возникшая изъ этого способа вають удовольствие при сгущенш ма разсмотрен1я наука о жизни, или 6io- терии и неудовольствие при ея напряжелопя, привела къ постановке задачи нш и разрежеши. Всякое выражете из наследовать и духовную жизнь чело бирательная сродства сопровождает века согласно бюлогическимъ принци ся удовольств1емъ, какъ то, напр., быпами Попытка р е ш е т я этой задачи ваетъ и при соединеши разныхъ половъ. представлена въ пенхологнческихъиз- Указанное чувство повышается въ атоследоватяхъ Спенсера. Если распро махъ органической природы и дости странить этотъ взглядъ на все совер гаетъ своего апогея въ специфических!) шающееся, то можно выработать мони (душевныхъ) клеткахъ. Ученее Остваль стическое мгровозарвте, Этотъ путь да, изложенное въ „Натурфилософш" выбрали Авенар]усъ (см.) п Махъ (