
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
275 Гадян1е 276 влешяхъ, и, изол-вдуя эти трещины, гадающий делаетъ т е или другйя з а ключешя о своей с у д ь б е ; такъ, напр., продольный трещины означаютъ х о рошее предзнаменование, поперечныя— дурное. Гадать можно было не только по мертвымъ жнвоткымъ, но и но живымъ. Особенно пригодными для этой цели считались птицы (орштомаптгя). У маори Новой Зеландии крикъ совы счи тается дурнымъ знакомь, у русскихъ предвещаетъ несчастье карканье во роны. Некоторый птицы считаются особенно вещими: у насъ воронъ, у калмыковъ белый еоколъ, у негровъ Стараго Кал аб ара—зимородокъ; смотря п о тому, с ъ какой стороны летитъ птица, или съ какой стороны слышенъ ея крикъ, можно д е л а т ь г в или дру гая пред сказа Hin. Важную роль при этомъ играеть символизмъ правой и лЪвой стороны: крикъ справа или по л о т ь направо обещаетъ благополучие, обратное—несчастье. Иаъ частей чело в е ч е с к о г о тела для Г. считается наи б о л е е удобной ладонь, и в е р а въ в о з можность предсказать судьбу человека п о лишямъ ладони (хиромантгя, или пальмистргя) находить адентовъ даже в ъ настоящее время. Въ Индии, когда х о т я т ъ указать на неизбежность какогонибудь события, говорятъ- обыкновенно: „ э т о написано на ладоняхъ м о н х ъ р у к ъ . Иногда для Г. пользуются какиминибудь спешально предназначенными для э т о г о предметами. Очень часто в с т р е ч а е т с я употреблеше гадательныхъ палочекъ и прутьевъ. Въ древ ности существование э т о г о вида Г. от м е ч е н о Геродотомъ у сарматовъ, въ настоящее время оно наблюдается д о вольно часто въ Африке. Въ современ ной Европе приблизительно ту же роль играеть Г. на картахъ. Не менее ча с т о в с т р е ч а е т с я Г. по подвешенному кольну (дактимомаптгя), игравшее д о вольно важную роль у римлянъ, иногда кольцо заменяется браслетомъ, шарнкомъ или другимъ круглымъ предметомъ. Смотря по тому, в ъ какомъ на правлении качается подвешенный предметъ, или при произнесении какого имени онъ начинаеть колебаться, дЪлаютъ т е или д р у п я предсказашя. Въ средневековой Европе очень большой популярностью пользовалась кссцинои | мантгя: р е ш е т о привешивали на шнур к е или на о с т р ш ножнипъ такъ, чтобы оно могло вращаться. При этомъ чи тался 49-й псаломъ, и при словахъ: „Видя вора, соглашаешься съ нимъ", р е ш е т о должно было перевернуться къ вору. Были, впрочемъ, и другие спо собы пользоваться р е ш е т о м ъ для Г. Самостоятельный группы Г. представлятстъ астрология и толкование сновъ. Астрология (см.) была развита въ строй ную систему цивилизованными народа ми, но с л е д ы ея в с т р е ч а ю т с я уже у ди карей. Такъ, новозеландцы во время осады, видя, что Венера, находится близъ луны, пользуются этимъ, чтобы судить о р е з у л ь т а т е осады: если Ве нера находится выше луны, к р е п о с т ь будеть взята, если ниже—осада б у д е т ь неудачна. В ъ средние века астрология представляла ц е л у ю науку. В е р а въ пророческие сны одинаково широко рас пространена, какъ среди дикарей, такъ и среди некультурных* слоевъ совре м е н н а я общества. Почтя каждая м е с т ность выработала свои собственный, самостоятельный толкования сновъ, и было бы очень трудно выяснить, по чему такой-то сонъ толкуется такъ, а другой! иначе. Иногда въ основе тол кований л ежить звуковая ассопдашя: такъ, напр., В1идеть гору означаетъ горе и т. п.; иногда сны понимаются въ прямомъ с м ы с л е , т. е. приснившийся хороший предмета означаетъ хорошее, но нередко также и въ обратномъ: такъ, огонь или пожаръ во с н е предвещаетъ м о р о з ь или холодъ. Въ лубочной ли т е р а т у р е сонники в м е с т е съ гадатель ными книжками все еще нграютъ очень значительную роль. Бываетъ,что Г. при урочиваются къ какимъ-нибудь празд никами в ъ Poccbi особенно удобнымъ временемъ для э т о г о считаются святки и въ частности ночь подъ новый годъ. .Въ это время девушки выходить на улицу и спрашиваютъ имя у перваго в с т р е ч н а г о , заключая иэъ э т о г о объ имени своего будущаго жениха, подслушиваютъ у дверей церкви и толкують слышащийся имъ неясный шумъ, какъ венчальное или похоронное пеше, л ь ю т ь растопленный воскъ въ воду и, смотря по форме, которую принимаетъ застывший воскъ, судятъ такъ или иначе о своей с у д ь б е и т. д. На Троицынъ