
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
207 Воля 208 томъ и спинномъ мозгу) дентровъ рефлекторныхъ движений, и уже черезъ нихъ влияетъ на мускулы. Поэтому пътъ мускуловъ, кот. сокращались-бы только волевымъ образомъ, т. е. н е т ъ спеидально волевыхъ мускуловъ, и, во вторыхъ, волевыя сокращения му скуловъ возможны не по отдельности каждаго, а лишь въ т е х ъ же ихъ комбипащяхъ, въ которыхъ они сокраща ются и рефлекторно. Исихологгя воли. 1) Психическъя услов1я вптъшпяго волевого дгьйстегя. Воле выя действия всегда предполагаютъ въ существе действующемъ сознание о цели действия, и именно эта созна ваемая цель и определяетъ направлеше и характеръ поступка или дей ствия. Движения рефлекторныя и инстинктивныя, какъ мы видели, тоже нгвлесообразны, но ихъ ц е л ь для са мого деятеля, по крайней м е р е перво начально, неизвестна, и целесообраз ность этого действ in зависите отъ свойстве врожденнаго двигательнаго механизма, заложеннаго въ нервной системе. Напротивъ, даже при самыхъ простыхъ волевыхъ действияхъ мы на ходимъ некоторое представление о цъли. Новорожденный ребенокъ беретъ грудь матери и сосетъ рефлекторно, т. е. эти целесообразный и сложныя движения вызываются въ немъ раздраженнемъ вкусовымъ и обонятельнымъ совершенно такъ же, какъ веки глаза мигаютъ и слезныя железки выделяютъ жидкость, когда к.-н. внешнее грубое раздражение касается роговины глаза. Но после несколькихъ опытовъ сознания у ребенка образуется ассоци ация между чувствовашемъ голода и видомъ груди матери, и при новомъ испытывании голода онъ представляетъ себе грудь матери какъ средство устра нения голода, и его волевыя действия направляются уже къ этой цели, къ ея достижению, напр., крики, плачъ, хватанье руками. Или—другой при м е р ь -— ребенокъ, разъ обжегшись о свечу, впредь ея боится: здесь тоже действий оттягивания рукъ обусло влено опытомъ узнанйя не приятны хъ ощущений обжога. Всякое волевое дей ствие определяется, так. обр., представленйемъ о томъ, чего еще въ действи тельности нетъ, оно есть действие, на правленное на осуществление еще толь ко предстоящаго. Сама по себе горящая свечаещенежжетъ, новолевое движение, оттягивание руки, есть реакция на пред ставляемое или ожидаемое ея свой ство; видъ груди матери самъ по себе еще не утоляетъ голода ребенка, но волевое движение къ ней есть приспо собление къ по луче шю желаем аго— молока. Эта отдаленность цели, это действие по представлению о ней въ дальнейшемъ развитии все более уве личивается, вплоть до техъ сложнейт и х ъ волевыхъ поступковъ, которыхъ цель будетъ достигнута лишь черезъ целые месяцы или годы, какъ, напр., въ действияхъ обработки земли, по стройки зданий, дорогъ и т. д. Ч е м ъ выше психическое развитие, темъ бо л е е отдаленными и широкими стано вятся цели человеческаго волевого поведешя. Другое психическое условие волевого действия состоитъ въ волевомъ, т. е. сознательномъ, обладании своимъ теломъ, иначе говоря, въ томъ, что его движения обусловливаются уменьемъ или навыкомъ имъ упра¬ в л я ть. Э та п с ихи че екая о бус л овл енност ь волевыхъ движений состоитъ въ томъ, что движение оказывается вызываемымъ предшествующимъ ему представлешемъ о немъ. Ребенокъ перво начально не имеетъ никакого з н а т я о своемъ т е л е , движения его (рефлек торныя и инстинктивный) являются также вполне невольными. Но эти движет я, т. е. мускульный сокра щения, въ свою очередь, даютъ ощу щения, именно оплущения движения (въ виде кожной, мускульной, сочленовой чувствительности, т. е. въ совокупности то, что называется кинестезгей). При помощи этихъ ощущешй движешя и также черезъ зреше ребенокъ наблюдаетъ свои движения и учится ихъ направлять. Это уменье приобретается такъ же, какъ впослед ствии приобретаются, напр., навьдки письма, ремесла, гимнастики и т. под., т. е. первоначальное неловкое движе ние, сопровождающееся многими не нужными и побочными сокращениями мышцъ, становится все проще, ловчее, выделептнее отъ другьгхъ движений. Особеишо же важнымъ является то, что изъ такого опыта движений н ихъ ощу-