Главная \ Правовая наука и юридическая идеология России. Энциклопедический словарь биографий) \ 501-550

* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
М (476–532) А также: «И дюжину лет — свинцом и виселицей самодержец развлекается и веселится». М В произведении «Владимир Ильич Ленин» он показывает «лицо» капитализма на этапе его зарождения, отмечая его положительные черты, как-то: упорный труд, революционный дух, создание заводов и фабрик, механизацию труда, однако с течением времени, он, по Маяковскому, «раздобрел и распух, дворец возвел, перерос себя, так как за него работает раб, и в итоге «лишь наживая, жря и спя, капитализм разбух и обдряб», т.е. изжил себя. В нем он в очередной раз последовательно заявил о возможности исключительно радикального перехода от капитализма к социалистическому типу государства: «его не объехать, не обойти, единственный выход — взорвать!». Маяковский безоговорочно признал и Февральскую и Октябрьскую революции: «Я, ассенизатор и водовоз, революцией мобилизованный и призванный, ушел на фронт из барских садоводств поэзии – бабы капризной». (Во весь голос, декабрь1929 –январь 1930) В поэтохронике «Революция» он пишет: «Сегодня до последней пуговицы в одежде жизнь переделаем снова», «Смерть двуглавому! Шеищи глав рубите наотмашь! Чтоб больше не ожил». Широко известна и его частушка, появившаяся в 1917 г.: «Ешь ананасы, рябчиков жуй, день твой последний приходит буржуй». Наряду с довольно неприглядной картиной царского строя, нарисованной поэтом, многие стихи Маяковского пронизаны острой тоской и надеждой на светлое будущее и «нового» человека, в котором «залы ломит мебель, услуг электрических покой фешенебелен», «сладкий труд не мозолит руки, работа розой цветет по ладони», «солнце строит такие трюки, что каждый шаг в цветомории тонет». Но как личность гиперчувствительная и одаренная, он, конечно, не мог не замечать отдельных промахов и перекосов в политике, осуществляемой советской властью. Так, в комедии «Клоп» он в сатирической манере показывает, каким в итоге при существующем раскладе может стать социум будущего. Оказалось, что в этом обществе нет свободы воли и проявления малейших чувств, истинные желания подменяют медицина и технократия, жизнь принадлежит коллективу, но не самому себе, а человек — орудие социальных экспериментов, лишь белковая масса, а не разумное существо. У Маяковского постепенно начинает проявляться разочарование и в практике осуществления революционных идеалов, что выливается в создание им ряда сатирических стихов. Так, в своих произведениях «Взяточники», «Протекция», «Фабрика бюрократов» он нажимает на самые болезненные точки советского государственного аппарата — широко разросшиеся кумовство, взяточничество, бюрократизм: «Дверь. На двери — «Нельзя без доклада». Под Марксом, в кресло вкресленный, с высоким окладом, высок и гладок, сидит облеченный ответственный». Однако фигура Ленина остается для него неприкосновенной, что отчетливо проявилось в поэме «Владимир Ильич Ленин». Маяковский воспевает Ленина за простоту и человечность, называя самым «человечным человеком», отсутствие претензий на обожествление своей власти, в противовес ненавистному Николаю II. Если бы Ленин был «царствен и божествен», то поэт первым бы стал «в перекоре шествий поклонениям и толпам поперек» и первым бы «по Кремлю бы бомбами метал — долой!». Уже после Октября литературное творчество Маяковского протекало отнюдь не в спокойной и благожелательной обстановке. Он открыто стал получать обвинения в своем угодничестве власти. Дискуссии о том, был ли Маяковский искренен в своем восхвалении советского строя, ведутся и по сей день. Думается, что обвинительный или оправдательный приговор такому гению, как Маяковский, все же не может быть безоговорочным. Ряд его стихов открыто восхваляет власть, но дает ли это право нам с полной уверенностью утверждать, что это лишь политический расчет, а вовсе не искренняя, глубокая, эмоциональная, пусть и слепая вера в социалистические идеалы? Ведь были и другие произведения, в которых он не стеснялся высмеивать пороки советской власти. На что действительно хотелось бы в этой связи обратить внимание, так это на то, что революционность поэта можно ставить под сомнение с других позиций (это делают многие его биографы). Говоря об отсутствии рационального восприятия революции у Маяковского, указывая на явное преобладание у него эмоциональных 504