Главная \ Правовая наука и юридическая идеология России. Энциклопедический словарь биографий) \ 301-350

* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
энциКлопедичеСКий Словарь биографий Автор далее обращает внимание на два фактора успешного развития правовой науки: необходимость преемственности между новыми и прежними знаниями и обязательного использования в познании новейших достижений философии, сравнительного языковедения и лингвистики. Значительная часть российских правоведов этими знаниями не владеет и потому в своих работах допускает самые элементарные, самые азбучные нарушения требований логики. Между тем наука представляет собой единство логики и языка, и без опоры на названные философские и языковедческие науки самое большое трудолюбие не даст ничего, кроме скрытых тавтологических ошибок, трюизмов, схоластики и мифологии. Особое значение, считал В. Д. Катков, следует придавать основам исследования, особенно там, где мы стремимся разрушить старые доктрины. В таких исследованиях, полагает резонно автор, мы должны открыто выставить свои основы, отправные принципы и указать недостатки других, критикуемых нами воззрений. В свою очередь другие авторы должны либо опровергнуть основные положения новой теории, либо доказать, что из них не вытекает новая теория. Защищая себя, ученый неизбежно должен так или иначе поднимать вопрос об основах науки. Однако критика постоянно сталкивается с одной сложностью, порождаемой текстом работы. Наши письменные тексты всегда выражают гораздо больше того, что они выражают прямо. Критики часто «совершенно извращают смысл выраженного: пустому придается больше значения, а важное совершенно исчезает из виду». В. М.Сырых ших женских курсах в Киеве. Помимо магистерской и докторской диссертации опубликовал также «Лекции по римскому праву» (Ярославль, 1892). Наиболее весомый вклад, внесенный М. М. Катковым в разработку проблем правовой науки, характеризуется углубленным исследованием института удержания в римском праве. Автор справедливо обратил внимание на то, что законодательство европейских государств, в том числе и России, по вопросам института удержания значительно отличается от законодательных решений этого института в Германском уложении, претендующем на его полное и точное соответствие положениям и духу римского права. Автором проведен объемный, можно сказать, скрупулезный текстоведческий анализ источников римского права и их последующих интерпретаций. В результате М. М. Катков сделал обоснованный и заслуживающий внимания вывод о том, что наиболее точно положения римского права по вопросам института удержания воспроизведены в Гражданском уложении России. На формулирование этих положений в Германском уложении негативное влияние оказала пандектная литература с ее неопределенными и отчасти нечеткими представлениями о праве удержания, существенно исказившими теорию и суть римских источников. В. М. Сырых К КатКов Михаил Мефодиевич (1861–?) — ординарный профессор, исследователь проблем правовой науки. Окончил юридический факультет Московского университета. В 1904 г. в Киевском университете защитил магистерскую диссертацию по специальности римское право на тему: «Преемство в праве наследования по римскому и современному праву», а в 1910 г. в этом же универистете — докторскую диссертацию на тему: «Понятие права удержания в римском праве». С 1890 г. вел преподавательскую деятельность в Демидовском юридическом лицее. Состоял и. д. доцента по кафедре римского права. В 1906 1910 гг. — и. д. экстраординарного профессора Киевского университета по кафедре римского права, а в 1810–1918 гг. — ординарный профессор по этой же кафедре. После Октябрьской революции — в эмиграции. В 1922–1929 гг. состоял профессором кафедры Русского юридического факультета Пражского университета. Вел преподавательскую деятельность в Киевском университете, Коммерческом институте и Выс- КатКов Михаил никифорович (1818–1887) — журналист, философ, исследователь проблем правовой науки. Родился в Москве. Окончил словесное отделение Московского универститета (1834–1838), Берлинский университет (1839–1842), где, в частности, слушал лекции Шеллинга, восприняв его идеи «положительной философии». Во время учебы в Московском университете участвовал в работе кружков Н. В. Станкевича и В. Г. Белинского, был знаком с А. И. Герценом и М. А. Бакуниным, печатался в журналах «Отечественные записки» и «Московский наблюдатель». По возвращении в Россию в 1842 г. Катков разошелся со студенческими товарищами, что, впрочем, по мнению Белинского, было естественным, поскольку: «В нем бездна самолюбия и эгоизма… Этот человек как-то не вошел в наш круг, а пристал к нему». В 1845 г. Катков защитил диссертацию «Об элементах и формах славяно-русского языка» и стал адъюнктом кафедры философии, пытаясь внедрить «положительную философию» в студенческую массу. Смысл его идей заключался в том, что, хотя потенциально идея свободы заложена в человеческом обществе, реализоваться она может исключительно через государство в форме законов, с одной стороны, обеспечивающих общественную гармонию и стабильность, а с другой — подавляющих человека. Способом разрешения этого про327