Главная \ Правовая наука и юридическая идеология России. Энциклопедический словарь биографий) \ 301-350

* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
энциКлопедичеСКий Словарь биографий к тесно взаимодействующим, направляющим силам общества, М. Н. Капустин подчеркивал, что они не тождественны, что право отличается от нравственности, имея свою сферу. Ученым приводится много отличительных их особенностей, среди которых есть такая: «Право дозволяет все, что им не запрещено, тогда как нравственность запрещает все, что ей не предписано». М. Н. Капустин хорошо сознавал опасность распространения на сферу нравственности правовых запретов: «Если бы право запрещало безусловно все безнравственное, то оно вредило бы нравственности, уничтожая значение свободного настроения и лишая лицо энергии усовершенствования. Оно бы превратилось в деспотическую силу». М. Н. Капустин принципиально не разделял воззрений юридического формализма на право как исключительный продукт государства. Он связывал процесс правообразования с деятельностью различных общественных объединений, корпораций. «Без права, — утверждал он, — немыслимо никакое общежитие, никакое совместное проявление жизни… и вне государства и до его образования всегда создавалось и действовало право». Важное место в правовой жизни народов М. Н. Капустин отводил обычному праву. Последнее определяется им как совокупность обычаев, в которых предписываются правила внешней деятельности. Сила обычая основана на доверии к нему, на вере в его предустановленность и непреложность. М. Н. Капустин видел в обычае нормальную форму бытия положительного права. «Совершенно ошибочно мнение, — заявлял он, — будто обычное право не есть право, а служит лишь элементом для образования юридической нормы». Ученый не согласен с точкой зрения, согласно которой существование обычного права находится в прямой зависимости от дозволения государственной власти. В этой связи он подчеркивал: «Многие отношения юридические охраняются исключительно по обычаю, самою жизнью, и общественная власть не в силах изменить их». «…Противодействовать обычному праву, согласному с требованиями нравственности и жизни, — считал М. Н. Капустин, — значит останавливать юридическое творчество». Обычай становится юридическим не в силу признания государством и обеспечения принуждением со стороны его органов: «Единственно необходимое условие для того, чтобы обычай считался юридическим, заключается в том, что он повинуется юридическому порядку, а не действует из великодушия, любезности, приличия». М. Н. Капустин не создал собственной правовой теории, да и не задавался такой целью. Но в своем учении он последовательно проводил собственный 1 взгляд на природу правовых явлений, на предназначение права. Особый «капустинский» стиль изложения теории права отличает строгость, одухотворенность, проникнутость эстетическим элементом. Ученый как бы призывает к постижению правовых истин не только умом, но и сердцем, стремится приобщить читателей к осознанию прекрасного в праве, раскрыть живую душу права. Его научному стилю исследования совершенно чужды наукообразность, нарочитое глубокомыслие и все то, что способно замутить, затуманить чистый источник познания, заслонить отвлеченными мудрствованиями субстанциональную основу права — идею справедливости. М. Н. Капустин — основоположник науки «всеобщая история права». Ему она обязана и своим названием. Эта сравнительно поздно зародившаяся наука в основном фигурировала в университетском преподавании под названием: «История иностранных законодательств». Как «всеобщая история права» она впервые фиксируется в Уставе Демидовского юридического лицея 1874 г. в соответствии с мнением директора этого учебного заведения. Закрепление образовательным госстандартом этой науки как «история государства и права зарубежных стран» нам представляется неудачным, так как оно не содержит идеи всеобщности, универсальности права, не нацеливает на его изучение в единстве многообразия. Из дореволюционных юристов к анализу историко-правовых трудов М. Н. Капустина обращался только С. П. Покровский 1. Наиболее емкую характеристику историко-правовое наследие М. Н. Капустина получило в работе известного советского историка права И. А. Емельяновой «Всеобщая история права в русском дореволюционном правоведении (XIX)», вышедшей в Казани в 1981 г. В этом исследовании убедительно обосновывается выдающееся значение трудов М. Н. Капустина для становления и развития «всеобщей истории права», но необходимость следовать строго предписанным стереотипам не позволила уважаемому автору дать вполне объективную оценку научных заслуг М. Н. Капустина в области истории права. И. Я. Емельяновой чрезмерно сгущены краски (того требовал дух времени) на нематериалистическом подходе ученого к объяснению природы правовых явлений. Ему в упрек поставлены отрыв права от государства, признание за правом самостоятельного бытия, его догосударственного происхождения. Основания всеобщей истории права М. Н. Капустиным заложены в бытность его профессором Московского университета изданием трудов: «Общие явления истории права в Западной Европе» (М., 1965) и «Очерки истории права в Западной Европе» (М., 1966). Последнюю из работ следует считать К См. соответствующую статью-очерк. 311