Главная \ Правовая наука и юридическая идеология России. Энциклопедический словарь биографий) \ 251-300

* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
з (252–272) з Профессора Ф. Ф. Зигеля можно считать представителем редкой специальности, он читал единственный в Европе полный курс славянского права, включавший польское, чешское, хорватодалматское, сербское и болгарское право, чего не делалось тогда в университетах ни Праги, ни Кракова, ни Львова. Лишь в 1920 г., когда вместо ликвидированного юридического факультета Донского университета был открыт факультет общественных наук (ФОН), профессор Ф. Ф. Зигель стал читать на нем курсы социологии, истории русского права и истории общественного быта Восточной Европы. Перу Ф. Ф. Зигеля принадлежит более 80 научных работ на русском, французском, немецком, английском, чешском, польском и других языках — по истории права, по славянскому вопросу, по социологии, по общей теории права и т.п. Наиболее важные и фундаментальные труды: «Очерк чешского процесса в верховном земском суде» («Юридический вестник». 1880. Кн. 7); «Исторический очерк местного земского самоуправления в Чехии и Польше» (Варшава, 1883); «История права» (Варшава, 1884); «Общественное значение деятельности Св. Кирилла и Мефодия» (Варшава, 1885; СПб., 1889); «Периодизация славянского права» (Варшава, 1905). Научный интерес представляют его лекционные курсы: «История славянских законодательств до Х в.» (Варшава, 1891–1892); «История славянских законодательств. Ч. 1» (Варшава, 1909); «Лекции по истории славянских законодательств» (Варшава, 1911). Последнее издание — «История славянских законодательств» — было осуществлено в Ростове-на-Дону в 1916 г. на средства, собранные студентами. Нельзя не упомянуть и о его книге, изданной в Филадельфии на английском языке и переведенной затем в Берлине на русский язык. Это «Sociology applied to Politics, Social Theories and Russian Conditions. A paper submitted to the American Academy of Political and Social Science» (Philadelphia, 1898). Кроме крупных исследований он опубликовал десятки статей и рецензий в журналах и научных сборниках, энциклопедиях (в частности, в «русской Британнике» — знаменитом Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона статья о славянском праве написана профессором Ф. Ф. Зигелем). См., напр.: «История права как наука» («Юридический вестник». 1886. Май, статья IV); «Древнейшее право семитских и арийских народов» («Юридический вестник». 1889. №2); Разбор сочинения Т. Флоринского «Памятники законодательной деятельности Душана» (Киев, 1888) («Записки Академии Наук». СПб., 1890. Т. XIII, приложение 3); Социология и панславизм («Славянское обозрение». 1892. Т. 1. Кн. 5–6); «Юридическое образование в Северо262 Американских Штатах» («Сборник правоведения». 1896. Кн. 6). Средством для выражения его научных и методических установок, идей были его многочисленные отзывы на магистерские и докторские диссертации, студенческие медальные сочинения, систематически печатавшиеся в «Варшавских университетских известиях». Под руководством Ф. Ф. Зигеля и при прямом его содействии студентом Варшавского университета М. Винавером (впоследствии выдающимся русским ученым-цивилистом и блестящим адвокатом, лидером кадетской партии в Государственной думе) был переведен с немецкого языка и систематически описан памятник польского феодального права XIII в., известный впоследствии как «Польская Правда». Историко-правовые воззрения ученого формировались в последние десятилетия XIX в. и в первые два десятилетия XX в. и отразили общий сдвиг тогдашних наук об обществе в сторону социологии. Поэтому научную концепцию Ф. Ф. Зигеля можно рассматривать как свидетельство того пути, который проделала наука «история права» в русском правоведении XIX в. до советского периода. В отличие от своих старших коллег в науке — Стоянова, Капустина, разрабатывавших ее с позиции юридического позитивизма, Ф. Ф. Зигель — убежденный историк права, а не законодательства. Он сознательно отказывался от позитивистской терминологии «юридический быт», «юридико-правовой быт» и заменял их термином «общественный быт», показывая свою приверженность к социологическому аспекту права. В это понятие он включал все то, что имеет тесную связь с «сожительством людей в обществах». Следуя свойственной представителям либерально-буржуазной правовой науки юридизации социальной жизни, Ф. Ф. Зигель включал в понятие «общественный быт» такие элементы, как государственное право, общественное устройство, органы власти, система управления, финансы, судоустройство и судопроизводство, уголовное право. Ученый был убежден в том, что для того, чтобы стать положительной наукой, «всеобщая история права должна опирать свои выводы на описание юридических явлений общественного быта, а не только законодательства». Ф. Ф. Зигель впервые поставил вопрос об объединении истории права и истории государства в единую науку. Если прежние историки права вопросы истории государства затрагивали лишь попутно, во «внешней» истории права, то Ф. Ф. Зигель впервые говорит об этом как о самостоятельном явлении в науке. Он убежден в том, что общее учение о праве и общее учение о государстве должны быть слиты воедино. Процессы социологизации правовых наук, проходившие на его глазах, в частности всеобщей