Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Арсеньев А. В. Словарь писателей среднего и нового..."

СУМАРОКОВ, АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ





(1717—1777). Происходил из дворянского рода, воспитывался в Сухопутном Кадетском Корпусе, тогда почти единственном общеобразовательном учебном заведении в России. Познания, полученные им в корпусе, были весьма незначительны, но там существовали некоторые условия, способствовавшие развитию его литературных способностей, так как известно, что тогдашние кадеты корпуса подносили поздравительные стихи императрице, а Сумароков писал даже оды. Выйдя из корпуса, он поступил в военную службу. Впоследствии через графа Разумовского Сумароков стал известен императрице Елизавете, как писатель для начинавшейся тогда русской сцены. Под влиянием господствовавшей тогда французской ложно-классической драмы Сумароков написал первую свою трагедию: “Хорев” в 1747 г., а в 1748 г. “Гамлет”. Цензорами последней были Ломоносов и Тредяковский. С 1750 г. Сумароков заведует при дворе всеми представлениями, а с 1756 г., когда, вследствие появления при дворе настоящей русской (Волковской) труппы, было признано и установлено существование русского театра, Сумароков был назначен директором театра. Он оставался в этой должности до 1761 г., после чего, вследствие крупных неприятностей с графом Сиверсом, был отставлен с пожизненной пенсией по 2000 рублей в год. Он издавал с 1759 до 1760 года первый литературный сатирический журнал: “Трудолюбивая Пчела”.

С именем Сумарокова неразрывно связана история возникновения и развития русского театра и драматической литературы. После “Хорева” и “Гамлета” Сумароков написал трагедии: “Синав и Трувор”, “Аристона”, “Семира”, “Ярополк и Димиза”, “Вышеслав”, “Дмитрий Самозванец”, “Мстислав” и комедии: “Опекун”, “Лихоимец”, “Три брата совместники”, “Ядовитый”, “Нарцис”, “Приданое обманом”, “Чудовищи”, “Трессотиниус” (на Тредьяковского), “Пустая ссора”, “Рогоносец”, “Мать совместница дочери” и “Вздорщица”. Этот огромный репертуар в первое время существования русского театра был достаточным ему материалом, хотя все это было заимствованное по форме, ложноклассическое; только в комедиях Сумароков мог внести более своего русского в заимствованную форму.

Кроме трагедий и комедий, Сумароков писал сатиры в подражание Буало, но осмеивая современные автору недостатки, и басни, которые очень славились у современников за меткость языка. “Трудолюбивая Пчела” издавалась Сумароковым только год с 1759 по 1760, но это был первый литературный сатирический журнал; до него начали издаваться: “Русские Ведомости” (с 1703), “Петерб. Ведомости” при Академ. Наук в Петербурге (с 1728 г.), “Ежемесячные Сочинения” Миллера (с 1755 г.) и “Московские Ведомости” при Моск. Унив. (с 1756 г.).

“Пчела” Сумарокова вызвала после себя небывалое количество сатирических журналов, числом до 29 названий, ознаменовавших царствование Екатерины, но о них будет сказано в своем месте.

А. П. Сумароков, Б. Стоюнина, Музык. и Театр. Вест. 1856 г. № 36—46; Библиогр. указ. для биогр. Сум —ва, Г. Геннади, там же, 1856 г. № 41; Письма Ломоносова и Сумарокова, Я. Е. Грота. Зап. Ак. Н. 1862 г. т. I; Новые материалы для биог. Сум—ва, П. С. Лебедева, Библиогр. Зап. 1858 г. № 14—15; Сумароков, Н. Н. Вулича; Матер. для слов. рус. пис., С. Полторацкого, Сев. Пчела 1860 г. № 259; Зам. о Сумарокове, М. И. Сухомлинова, Извес. Ак. Н. 1855 г. т. IV, вып. 4. См. еще Русск. Архив 1871 и 1874 г. Указатели Межова, Ламбиных и др.

Полное собр. всех соч. Сумарокова, в 10 частях, изд. Н. И. Новикова, М. 1781—82 г., 2 изд. 1787 г.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia