Главная \ Энциклопедия глубинной психологии. Том второй. Новые направления в психоанализе. Психоанализ общества \ 301-350

* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ПСИХОАНАЛИЗ. Психоанализ общества продолжаетсуществоватьсреди нас ипо своей психологической природе «является нечеминым, как“категорическимимперативом”Канта, дейстБу?>щимпринудитеАь-но и отрицающимвсякую сознательную мотивировку» (VII, 4). ^^йдзд^ес^ькат^егориченвс^^емоп^д^е^е^^. Оченьстранно обнаружитьтакую категоричность у этого столь осторожного человека. Она мешалаему всякий раз, когдаон пытаАся?ргументированно прояснитьсоциальные иобщественные источники табу. ^рейдусматри^1лвфено^енахтабу доказуемое соответствие сневрозомнавяз-чивости. «...Но табуне невроз, асоциальное образование»- (IX, 88). Чтобы объяснить принципиальное отличиеневрозаотпродуктакультуры, Фрейдсравниваетнаруше-ние табупе^воб^1тн^1мче^о^к^оми невротиком. Первобытный человекбоится наказания, которое угрожаетему, когдаон позволяетсебе такую вольность Если же со-^р^ить^ечт^о запретное хочетобсессивньтневротик, тоемуугрожаетне наказание, анаходящийся рядомчеловек «Невротикведет себя альтруистически, апервобыт-ный человек—эгоистически» (IX, 89). Общество подражаетиндивидувего поведении иреакцияхнанарушение табу — представление, противоположное идее Тардаоб имитации индивида-как-силе, формирующей общество. Неврозы являются асоциальными образованиями, карикатурами навеликие социальные продукты искусства, религии и философии. «Истерия представляет собой карикатурунапроизведение искусства, неврознавязчивости — карикатурунарелигию, паранойяльныйбред—карикатурноеискажение философской системы» (IX, 91). Но откуда берутся эти карикатуры? Фрейд утверждает, что в генетическомотношении асоциальнаяприроданеврозоввытекаетиз их первоначальной тенденции сбежать из неудовлетворительной реальности в мир приятных фантазий. В избегаемом невротиком реальном мире царят общество людей и созданные ими институты; отказ от реальности одновременно является выходом из человеческой общности. Происхождение табу и прорывы табу объясняются Фрейдом наоснове поведения индивида. Гораздо менее категоричен Фрейдприобъяснениитотемизма Онограничивает проблему своего исследования. Тотемизм—это «давно оставленный и замененный новыми формамирелигиозно-социальныйинститут, оставивший после себятолько незначительные следы врелигии, нравахи обычаях жизнисовременныхкультурных народов» (IX, 4). Д анное исследование т^от^емизма^ляется блестящимпримеромпроницатель-ности Фрейда, его талантанаблюдателя и его синтетической силы. Но напротяже-нии всего исследования отдельный человек выступаетвкачестве всемогущего существа. Он — всемуначало; все создано им; он—герой; ибо именно то, что он совершил, и дало первобытномуобществупонятие преступления, приведяего темсамымкто-темизму, атакже ?первымморальнымпредписанияминравстБеннымограничени-ям. Убийство праотца, «совершение которого не могло принести никакой выгоды» (IX, 191), и было этимпоступком—поступком, который никогдане должен повториться и который в конце концовпривелквозникновению религии. У Фрейда нет никаких указаний на то, что вызовом для сыновей, приведшим к этому культурномуобразованию, стала их конфронтация не только с праотцем, но и с женскими особями в группе, то есть общественная ситуация. В1932годув «Новомцикле лекций по введению в психоанализ»- в главе «О мировоззрении» Фрейдеще раз вернулся к-представлениям, изложенны™^ «Тотеме и табу», и подчеркнулсвою идею о могуществе индивида. «По всей видимости, первой формойпроявления религии былудивительный тотемизм, поклонение животным, вследствие которого появились и первые этические заповеди, табу» (XV, 179). Вэтой лекции Фрейдговорит, что «научность, к^от^о^аяпроти^поста^^^^ется тенден- 336