Главная \ Энциклопедия глубинной психологии. Том второй. Новые направления в психоанализе. Психоанализ общества \ 251-300

* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
Критика Фрейдом общества, культуры и религии (ФранцШледерер) семьи, кактоварищей втруде. Впредшествовавший период человекобнаружил, что его сексуальное желание стало для него «постоянным жильцом» и хотелпоэтому держать свои сексуальные объекты при себе. Самки доставались более сильным самцам еще и потому, что тем самымобеспечивалась защита их потомства. В такой семье «произвол вожака» (XIV, 459) был еще неограничен. Как указывает здесь Фрейд, в книге «Тотем и табу» (1912—1913) он описал путь, ведущий от по-добнойсемьи ксовместной жизни ввиде «братств». Предписания табубылипервым «правом». Фрейд подводит итог: «Совместная жизнь людей обусловливалась, стало быть, двоякимобразом принуждениемк труду, то естьвнешней необходимостью, и властью любви, не желавшей лишитьсясо стороны мужчинысексуального объек-тав виде женщины, асо стороны женщины—отделившейсяотнеечастицы, ребенка Эросвместе сананке стали и прародителями человеческой культуры» (XIV,460). Такимобразом, все больше людей жило в сообществе; правда, не всех связывало сексуальное удовлетворение кактаковое, существовали также и сдержанные в от-ношениицели нежные чувства, например дружба. Соднойстороны, культура, — го-воритФрейд, — «собирала людей в большие объединения», с другой — именно семья не предоставляласвободы индивиду^^, 462). Фрейдназываетздесьженщинхранительницамиинтересовсемьииполовой жизни. Способностьксублимациивлечений уних,полагаетФрейд, меньше, чему мужчин. Поэтомукультурная работа«все более становилась мужским делом»(XIV,463). В основе культурного процесса, согласно Фрейду, лежатв качестве определяющего фактораи хозяйственные отношения. Давление экономических отношений, по его мнению, отнимает у сексуальности«большое количество психической энергии» (XIV, 464). Он приходит к выводу, что сексуальная жизнь в западноевропейской культуре серьезно нарушена, ионав значительной мере утратиласпособность служить источником счастья. Однако, по мнению Фрейда, не только преграды на пути удовлетворения сексуальности мешоютчеловекубытьсчастливым Далееон разбирает«<одно изидеальных требований культурного общества» (XIV, 468), а именно заповедь«Возлюби ближнего, как самого себя», и заключает, что эта заповедь — непосильное требование для человека. Это чрезмерное требование, как он считает, проистекает из другого сильнейшего влечения человека—агрессивнойнаклонности. Склонностькагрессии, этапервичнаявраждебностьчеловека, угрожалаустоям культурного общества. Эта мысльпрямо выражаетсявприводимомниже отрывке «Культурадолжнанапрячьвсе силы, чтобыопределитыраницыагрессивным влечениям людей, не датьее проявлениямразрастись через психические реактивные образования. Отсюда и обращение к методам, призваннымпобудить людей к идентификациями любовнымотношениям, сдержанным строчки зрения цели, отсюда ограничения сексуальной жизни и отсюда же идеальная заповедьвозлюбитьближ-него, как самого себя, в действительности оправданная тем, что нетничего, что бы так сильно противоречило исконной природе человека» (XIV, 471). Склонность человекакагрессии не уменьшается с упразднением частной собственности, за которую ратуют коммунисты (XIV, 472); это, если учесть психологию человека, лишь«зыбкая иллюзия» (XIV, 473). Фрейд возражает своимоппонентам в следующемпримечании: «Того, кто в свои юные годы позналужасы нищеты, ис-пыталпрезрение ивысокомериеимущих, никакнезаподозришь, что он не понимает и не сочувствует стремлению бороться заимущественное равенство людей и всему, что сэтимсопряжено. Но еслитакаяборьбаведетсяпод лозунгомабстрактнойспра.-ведливостииравенствалюдей, напрашиваетсявозражение, что, наделив людней в высшей степени неодинаковыми физическими и умственными задатками, природа утвердила несправедливость, которую нельзя устранить»- (XIV, 472). 287