
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
- 92 - Итак! паука нрава имеет! две. стороны: систематическую и историческую; въ уразумещи, уясненш обеихъ этихъ сторон! в! одинаковой степени состоитъ истинное правоведение. Этимъ не исключается тотъ метод!, по которому научное изследован1е и изложеше въ отдельном! случае преимущественно обращается то къ одной, то къ другой стороне· Предпочтете одной стороиы целаго не есть одностороннШ способь изследовашя; того только сле-дуетъ назвать одностороннимъ, кто разсматриваетъ одну сторону какъ целое. Систематическое нознаше есть познаше внутренней связи, соединяющей части права; оно разсматриваетъ отдельное въ смысле члена целаго, а целое—какъ тело, распадающееся на отдельные органы. Действующая сила одно-временнаго разнообраз1Я права, следовательно принципъ системы, есть то содержанте, неравенство -котораго право должно преодолеть, и то сопротивление, которое противостоит! уравнивающему принципу права. Какимъ образом! отсюда происходить система юридическихъ отношенШ' и правъ изложено выше (глава 3)· ' Одно только систематическое познаьпе можао назвать полнымъ; прежде всего оно является нам! таким! со внеш-шней стороны, потому что опо одно въ состоянш обнять все части права- Если бы мы разсматривали право какъ простой аггрегатъ юридическихъ положешй, то мы никогда не могли бы быть уверенными, что усвоимъ себе весь его объемъ; такъ наир, въ куче камней можетъ быть незаметна для наблюдателя недостающая часть, напротивъ если они. соединены въ одвомъ произведенш искусства, то каждый не-достающШ камень бросается намъ въ глаза и наоборотъ можно определить тогда съ точностью грьяицы целаго. Но и съ внутренней стороны это познаше есть самое полное, ибо само право представляется системой, такъ что только тотъ вполне понимает! его природу, кто признаетъ его таковымъ. Обладаетъ же этимъ систематическим! познаш-емъ только усвоившШ себе всю связь юридическихъ лоло-женШ^ изследовавппй ихъ родство между собою, такъ что онъ можетъ проследить происхождение каждаго поняия, проходя все промежуточные члены, принимаюгще участ въ его