
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
1396 Цифровка. тер i у ira или вебольшаго цимбала. Срв. H. Kennedy „Die Z. in der Vergangenheit, Gegenwart und Zukunft“ (1896), Bennert „Geschichte der Zither“ (1887) и пр. Цифровка, см. Гевералбасъ. Цифры (числа) применяются въ музыке въ разнооОразномъ значенш: 1) Въ лютневыхъ, гитарпыхъ п пныхъ табулатурахъ (см.) для обозначешя того места па грифе, которое надо въ данномъ случае нажать, следо-довательно ввиде нотъ.—2) Въ генерал б асе (который первоначально представлялъ собой итальянскую та-булатуру) — для определетя интервал овъ, следовательно въ кач. аккор-доваго письма.—3) Римская ц. въ вовейшемъ учеши о гармонии слу-жатъ для обозначешя ступеней гаммы и (съ различен!емъ большихъ и малыхъ ) для указатя наклонешя техъ трезвуч1й, которыя построены На ЭТИХЪ СТупеНЯХЪ (см. Созвуковое последование).—4) Особое применете арабскихъ и римскихъ цыфръ ввелъ Римавъ въ своей новой цифровке, заменяющей генералбасъ (срв- Римановская терминолопя).—5) Неоднократно делались также попытки вполне за-мевить наше потное письмо цифро-ВЫМЪ (срв. Суэтти, Ж. Ж. Руссо); для более ограпиченныхъ целей элемен-тарнаго преподавашя пешя въ шко-лахъ эта цифирная метода оказалась непрактичной (срв. Наторпъ, Шеве, также Гайнротъ), такъ какъ въ ней, подобно старинной сольмизацш съ ея мутащями, каждая модулящя изображается ввиде транспозиции строя (срв. Также Tonte soi fa). Гамма A-dur обозначается также какъ и C-dur ввиде 12345671; между темъ для хро-матическихъ шаговъ знаки альтерации (К или р) неизбежны.—6) Въ аппликатуре смычковыхъ инструментовъ, деревянныхъ инструментовъ и пр. 1 означаетъ указательный па-лецъ, 2—средшй палецъ и т. д.; въ Англш эта аппликатура распространяется И На фп. (срв. Аппликатура). Ц1ани (Ziani), 1) Пьетро Андреа, достойный внимашя церковный и оперный композиторъ, род. ок. 1630, ум. 1711 въ Вене; 1669 преемникъ Ка вал л и въ кач. 2-го органиста при соборе св. Марка въ Венеции. После смерти Кавалли Ц. отправился въ Неаполь (1676) и поступилъ въ корол. Zortziko. капеллу; Ц. написалъ для Венецш, Болоньи и Вены 21 оперу; пзъ осталь-ныхъ композицШ его известны оратория „Le lagrime della vergine“ (Bt-на 1662), 5-глсныя „Sacrae laudes* (1659; мессы, псалмы и 3—6-глсн. сонаты (1691).—2) Маркъ- Антон io, племянпикъ предъидущаго (1653 — 1715), 1700 придв. вице-капелъмсП-стеръ, 1712—каоельмейстеръ въ Вене. Написалъ 40 оперъ и серенадъ и 9 оратор^ для Венецш (1676—1700) и Вены. C-moll-ный аккордх=с. es. g; строй С-шо11 имеетъ 3 р въ ключе, см. Строй, Цоболи (Zoboli), Джованни, род. 1821 въ Неаполе, ученикъ тамошней консерваторш „ Albergo de’poveri 1850 преподаватель при этомъ учреж-деши.Композиторъ разлпчныхъ оперъ и множества хорошихъ церковныхъ композкцШ съ орк. Цоило (Zoilo), Аннибале, 1561— 1570 капельмейстеръ при Латерапе, затемъ певецъ папской капеллы; написалъ мессы, 16-глсное Tenebrae и др., храняЩ1яся въ архивахъ папской капеллы. 12-глсное Salve regi-па Ц. находится въ сборнике „Se-lectae cantiones“ Фабю Константино отъ 1614 г., мадригалы и chansons въ сборникахъ за 1585—96 гг, Четыре 8-глсн. мадригала Ц. издалъ Торки въ 1-мъ томе „Arte musicale m Italia". Zoppo (итал.), хромая; contrappunto allazoppa, синкопированный контра-пун ктъ. Цонфъ (Zopff), Германъ, 1826— 1883; сдавъ экзаменъ на Dr. phil. лишь 1850 сделался ученикомъ консерв. Штерна; затемъ жилъ долгое время въ Берлине, где основалъ „Opernakademie", „Orchesterverein“ „Verein zur Hebung des Dramas“ и тому подобныя общества. 1864 Ц. переселился въ Лейпцигъ, п^иеялъ участие въ редакщи журнала „Neue Zeitschrift fur Musik“, а после смерти Бренделя сделался его редакторомъ. Д. былъ деятельнымъ членомъ прав-летя об-ва „Allgemeiner deutsche Musikverein“. Изъ его композицШ (неисполнявпшся оперы и крупныя хоровыя преизведешя, а также мел-шя вещи) некоторыя были напечатаны; кроме того онъ составилъ „Theorie der Oper* и „Gesangschule“, Zortziko, старинный танецъ баеков>