
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
икрытыя квинты и октавы. нечно, октавой выше. Французские музыканты временъ Люлли пользовались, подобно последнему, клю-чемъ G на нижней линейке (срв.Кдючъ). Скрипичная литература чрезвычайно богата и множество весьма выдающихся виртуозовъ восхищало современниковъ своей мастерской игрой на этомъ задушевнМшемъ изъ инструментовъ, а отчасти и писало для него; назовемъ лишь наиболее выдающихся: 17-й—18-й вЪкъ: Б. Марини, К. Фарина, Ур. Фонтана, М. Уччелини. Дж. Б. Бассани, Маттеисъ, Витали, Биберъ, Торелли, Ант. Вера-чини, Корелли,Вивальди,Стрункъ, Волюмье, Батистъ, Виркенштокъ. 18-й векъ: Оберъ, Бабби, Францъ Бенда, Бертомъ, Брунетти, Каннабихъ, Каст-руччи, Трей, I. Фрэнцль, Фестингъ, Ф1орилло, Гавинье, ДжемадпаниДжар-дини, Леклэръ, Т. Линлей, Локател-д и, Лолли, Местр ино,Н а р д и н и, Пизен-дель, Пуньяни, Сомисъ, Стамицъ (2), Тартини, Тессарино, Тоэски, Фр. М. Верачини, Хандошкинъ*. 18-й— 19-й векъ: Кампаньоли, Картье, Ф. Фрэнцль, Ролла, Тэглихсбекъ, Biotth; 19-й векъ: Адельбургъ, Аларъ, Арто, Бальо, Bepio, Бёмъ, Оле Булль, Да-видъ,Эрнстъ, Крейцеръ (2), Лафонъ, Лаубъ*, Леонаръ, ЛипинскШ* Мао саръ, Мауреръ*, Майзедеръ, Мазасъ, Мертсъ, Моликъ, Паганини, Пол-цедро, Прюмъ, Роде·, Сэнтонъ, Са-ломанъ, Созе, Шуппанцигъ, Шпорь, Штраусъ, Струсь, Вьётанъ *, Веняв-скШ* Ауэръ*, Данкла, 1оахимъ, Лау-тсрбахъ, марсикъ, Раппольди, Сара-зате, Соре,Зингеръ, Сивори, Томсонъ, Вильгельми, Изаи, Бродсий*, Печни· ковъ * и пр. 20-й векъ: Кубеликъ. Изъ поименованныхъ выше звездочкой отмечены скрипачи, более вон менее долго живппе въ Poccih, а так· же русские. Изъ школъ для скрипки отличаются: „Метода* парижской консерв. (Крейцеръ, Роде и Бальо) и школы Бальо, Шпора, Алара, Давида, Данкла, Зингера; старейшими школами были Монтеклэра (1720), Дже-мишани (1740) и Леопольда Моцарта (1756). Число превосходныхъ упражнений весьма велико; назовемъ особо ,Arte dell’arco* Тартини, „Hohe Schule des Violinspiels“ Давида (выборъ клас-сическихъ композиций для скрипки); срв. впрочемъ б1ограф1я. Относительно ран-няго пер!Ода ясторш изготовленгя с-и Скугерсшй, 1191 и скрипичной композицш см. сочи-нешя Рюльмана, Василевскаго, Видаля, Пикколелли, Вальдриги, Гарта, Аллена (срв. ахь б!огра*1н); на русск. языке: ЗеленскШ »Итал. смычковые инструменты etc.* (Полтава, 1886); книги А. Лемана (см.); Кирилловъ „Скрипачи 17, 18 и 19 вв." (1874, 1890). Скрытыя КВИНТЫ И октавы, см. Параллели. Скрябина, Александ ръНиколае-вичъ, даровитый композиторъ и nia-нистъ. род. 29 дек. 1871 въ Москве; воспитывался въ кадетск. корпусе, но затемъ поступилъ въ москов. консерв., которую и окончилъ 1892 по классу фп. Сафонова (зол. медаль), после чего некоторое время жилъ заграницей, где выступалъ со своими фп-ыми сочинешями въ Париже, Брюсселе, Амстердаме и др. 1898— 1903 С. состоялъ профессоромъ игры иа фп. при москов. консерв., въ на-стоящее-же время всецело посвятилъ себя композицш. Въ своихъ сочине-шяхъ С. отчасти примыкаетъ къ Шопену (въ области фп.) и Вагнеру (въ области оркестра); крупная музык. индивидуальность его не лишена некотораго оттенка изыскан пости, напряженности, даже болезненности. Сочинешя С.: А. Для оркестра: „Reverie* op. 24; две симфоши: E-dur op. 26 (съ учасиемъ хора въ финале, на слова „Къ искусству*) и C-moll op. 29; В. Для фп. съ орк.: концерта UB-moll op. 20; С. Для фп.: 3 сонаты (ор. 6, ор. 19 сон.-фантазия; ор. 23), Allegro appassionato (op. 4), концертное allegro op. 18, фантаз!я (op. 28), этюды (op. 8, 12 Щ, Impromptus (op. 7, 10, 12, 14), мазурки (op. 3—10 JAJNfe, op. 25—9.Nt№), npe-людш (op. 11— 24 op. 13— op. 15, 16, 17—17 №№; op. 22; op 27), польскШ (op. 21), кроме того ноктюрны, вальсъ (op. 1) и др. Крупныя со-чинен1я С. исполнялись не только въ Россш, во в заграницей (Парижъ· Берлинъ и др.). СкугерскШ (Skuhersky), Фраицъ Зденко, чешски композиторъ п музык. теоретикъ, род. 31 1юля 1830 въ Опочно (Чет), у я. 19 авг. 1892 съ Будвейсе; изучалъ въ Праге и Ве-не медицину, но наряду съ этимъ учился въ пражской школЬ орга-нкстовъ (у 11ича я Киттдя) и нако* нецъ посвятилъ сеОя вполне музы-