
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
693 Казанская Духовная Семинар1я. и экономическая. Во главе всЬхъ ихъ ставилась KOMMHceifl дух. училищъ, а органами ея имели быть четыре академш въ соответ-cTBIe четыремъ учебнымъ округамъ, на которые предположено было разделить всю Россш. Въ казаншй округъ должны были войти семииарш казанская, вятская, нижегородская, тамбовская, пензенская, астраханская, оренбургская, тобольская, иркутская съ имевшими открыться подъ вёдом-ггвомъ ихъ уездными и приходскими училищами. Преобразоваше духовныхъ школъ повелось постепенно, въ зависимости отъ ма-тер1альныхъ средствъ и способныхъ преподавателей. Въ 1808 г. былъ образоранъ петербургсшй учебный округъ, въ1814г. перешли къ московскому, въ 1819 г. была открыта академия въ Kie?i по новому штату. Еще раньше, въ 1818 г., было приступлено къ преобразованию семинарШ казанскаго учебнаго округа, при чемъ старая казанская Академия была превращена въ новую семииарш, но реформированной академш Казань дождалась только въ 1842 г. Новая казанская Семинар1я, принявъ отъ Академш четырехъ ея учителей (остальные по неспособности разошлись по другимъ шко-ламъ и епарх1алыюму ведомству), бпблю-теку, архивъ, здаше и все имущество,— была открыта съ подвйдомыми ей у^зднымъ и приходскимъ училищами 20 окт. 1818 г. Друпя подчиненный ей училища—алатыр-csifl, чебоксаршя, сиабирсьчя—были открыты нисколько позже. Между всеми ими были распределены—после строгаго разбора — ученики Академш. Изъ соответ-ствующихъ курсу Семинарш академическихъ классовъ въ Семинарш было принято 188 чел., обращено въ уездныя училища 18 и исключено 39. Хотя семинарское здаше, только что отстроенное послё пожара 1815 г., было довольно велико (оно состояло изъ трехъ кориусовъ), но очень скоро почувствовалось, что его размеры не удовлетворяютъ всемъ потребностямъ, такъ какъ умножилось число и семинаристовъ, и учениковъ уезднаго и приходскаго училпщъ, классы которыхъ помещались тутъ же: въ 1826 г. при 378 семинаристахъ было 852 ученика училищъ. Даже когда для последнихъ въ 1832 г. былъ вр!обретевъ свой домъ (рядомъ съ женскимъ монастыремъ), недостатки семи- нарскаго помещения потребовали капиталь-ныхъ переделокъ. Но вопросъ о нихъ спятъ былъ съ очереди, когда въ 1842 г. пожаръ Казани настолько повредилъ Семинарш, что пришлось перевести ее въ здаше духовнаго училища, где она и оставалась до 1868 г. Ея же собственное здаше на Воскресенской улице, пролетавъ 20 летъ въ развалинахъ и въ 1862—1865 г. бывъ отстроено, сдано было въ аренду и арендныя деньги обращены были въ noco6ie профессорамъ Академш. Лишь въ 1868 г. Семинарш удалось возвратиться на старое место. II) Управление За время до 1842 г. казанская Семинар!я, завися въ высшей ивстанцш отъ коммиссш дух. училпщъ, ась 1839 г.—отъ Духовно-учебнаго управлешя, въ следующей ннстанцш была подчинена внешнему правлешю московской Академш. точнее—правлешю по казанскому округу. Собственное правлеше Семинарш состояло изъ ректора, инспектора и эконома, котораго, если онъ былъ неученый, въ делахъ учебно-воспитательныхъ заменялъ одинъ изъ учителей. Это трехчленное правлеше правило не только Семинар]ею, но и всеми духовными школами enapxin—кроме выше названныхъ еще св1яжскими, чистопольскими (съ 1829 г.) и сызранскнми (съ 1833 г.). Оно следило за учебными успехами въ училищахъ, снабжало ихъ достойными учителями и даже служителями, пересылало штатные оклады, делилось нештатными средствами, ревизовало хозяйственную часть, посылало членовъ семинарской корпорации на экзамены въ училища. Чрезъ него по многимъ деламъ сносилось съ училищами даже духсвенство. III) Учебный строй. Въ учебиомъ отношенш Семинар1я состояла изъ трехъ отделенш: низшаго, где преподавалась русская словесность съ церковнымъ красноре-Ч1емъ и всеобщая гражданская истор1я, средняго—съ философ!ей, математикой и физикой и высшаго, гдё изучались бого· словсшя науки и церковная истор1я. Про-подаваше шло на латинскомъ языке и онъ особой каоедры не имелъ; гречесшй изучался на всехъ отделешяхъ, а прочее языки (еврейсюи, немещшг и французсшй) были соединены съ теми или другими основными предметами. Учебными руководствами должны были