
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
715 Казанская enapxin lepapxin: apxien. 1она, Филаретъ. 716 Hie съ иконами. При немъ20янв. 1818 г. въ Казани открыто „Библейское Общество“ Амвросш II, при всехъ своихъ достоин-ствахъ, въ глазахъ высшаго начальства былъ „челов'Ькомъ неопытиымъ и не твер-дымъ въ характере“ („Энц.“ I, 592—594). Более опыт'нымъ и твердымъ въ характере считался преемникъ Амврошя—31) 1она (Иванъ Дмитр. Павлиншй), уроженецъ оло-нецкш, обучался въ олонед. семин. и Алекс.-Пев. акад.; его товарищами были М. М. Спераншй, И. И. Мартыновъ, издав. „CirtJ. Меркурш“, „Музу“ и др., переводъ греческихъ классиковъ (26 част.), Оеофилактъ Русановъ, Амвросш ОрнатскШ. По оконч-курса (1792 г.) свящённикъ,-1797 г. свящ. при копенгагеыск. миссш, въ 1802 г. возвратился въ Pocciro—npoToiepeu и членъ пе-терб. консисторш, 1806 г. законоучитель1езу-итскаго института, 1809 г духовникъ княгини Екатерины Павловны, въ 1813 г. по-стргокевъ въ монашество, 31 дек. архим. Поваго 1ерусалима, 22 шля еднск. орлов-СК1Й, 21 поля 1821 г. apxienncK. тверской и членъ Св. Син., 6 нояб 1826 г. перев. въ Казань. Управлеше его казанскою епар-xieu было не долго и ознаменовалось пе-чальнымъ собьшемъ. Въ марте 1827 г. крещеные татары св1яжск., цивильск., те-тюшск., буинскаго, симбирск. и ставропольск. у. въ числе несколькихъ тысячъ душъ подали на Высочайшее имя 14 прошенШ объ оставленш ихъ въ магометанстве; въ ноябре крещеные вотяки и'черемисы въ числе 4 тыс. торжественно совершили языческш обрядъ жертвоприношешя въ дер. Варан-гуще, царевококш. у. Это было первое массовое отпадете крещеныхъ- инородцевъ казанской епарх. отъ хританства и' произвело оно удручающее впечатлеше въ пра-вящихъ духовныхъ сферахъ. Заговорили о миссш для предотвращена отступлешй и утверждешя. инородцевъ въ хрисианстве. По 1она действовать уже не могъ: удрученный телесными недугами и душевною скорбно объ отпадшихъ. онъ сконч. 3 февр. 1828 г. въ келш Спасо-Преобр. .м-ря, погреб, въ соборе. Въ печати известны: 1) Его речь при встрече импер. Александра I въ Воскресенск. м. (Москва 18.16 г.), 2) Слова разныхъ временъ (Моск. 1.816 г.), 3) переводы: Влера, Опытъкраснореч1яиро-ловедпическаго (Спб. 1800 г.), 4) 0 пре- подаваши Пастырскаго Вогослов1я, 5) Речь-при вступлеши на Казанскую каоедру („Изв. по Каз. Епарх.“ 1873 г., стр. 46—50). Меры противъ отпадешя инородцевъ сталъ-принимать преемникъ 1оны—32) Филаретъ (Оеодоръ Георпевичъ Амфитеатровъ): род. 17 апр. 1778 г въ с. Высокому кромск. у., обуч. въ орловск дух. учил, и севской семинарш, по оконч. курса 1798 г. остался въ ней учителемъ, 7 нояб. постри-женъ въ монашество, 1800 г. префект, сем,,, а въ мар. 1802 г., 23 летъ отъ рода, рек-торъ ея и игумеиъ свенскаго м-ря, въ окт 1804 г. архим. и рект уфимск. семин.у въ 1810 г. тобольской, куда поналъ по непонятному нерасположенно къ нему юро-диваго оренбургск.-уфимск. епископа Августина (Сахарова) (Н. Чернавсжш, Исторш Оренбургской enapxin П, Оренбургъ 1903,. стр. 133—135). Вызванный въ 1813 г, въ Петербургъ на чреду служешя, сделанъ. инспекторомъ тамошней Акад. и настояте-лемъ Волоколамск, м.: 13 авг. 1814 г. до-кторъ богослов1я, въ конце этого года пе-реведенъ въ инспектора вповь устроенной москов. Акад., 1816 г ректоръ ея, въ. следующ. году настоятель Нов.-1ерусалимаг 6 аир. 1819 г. (первый день Пасхи) на-значенъ на калужскую каоедру, а 1 поня рукоположеиъ; 12 янв. 1825 г еписк. рязаншй, 22 сент. 1826 г apxieniiCK.y 25 февр. 1828 г. казанскш. Ему приказано было немедленно ехать въ Казань,, где въ это время началось массовое отпадете инородцевъ отъ христианства. Филаретъ рядомъ энергичныхъ меръ остановилъ это движете п въ первые три года просветилъ. и возвратилъ къ Христовой вере более-s.ООО челов., въ конце 1828 г. учреждена, въ Казани мишя для обращешя инородцевъ. и утверждешя ихъ въ вере; по проекту самого Филарета при немъ отъ казанской епархш отделилась вновь учрежденная 10 февр. 1832 г. симбирская п сьшранская enapxifl въ составе симбир. губ. Поэтому казансше iepapxn стали снова именоваться „казанскими и свъяо/сскими“ Филаретъ. установилъ ежегодно (съ 1831 г.) 26 шня приносить въ Казань Смолен, икону Б. .М. изъ Седмшз. пуст.; местное св1яжское пра-здноваше св. Герману съ 1832 г. распространено на всю enapxiio; въ 1836 г. установлено особое праздноваше св. Варсо-