
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
883 Константинополь plum Pacis divinae, т. e. Сына Божш. Такъ какъ pax=?ip-^vY], то получилось такое назваше, какъ будто храмъ посвященъ былъ мученице Ирине. Какъ и равнейшая св. Соф]я, этотъ храмъ пострадалъ во время известна! о бунта Нык^, и былъ во-зобновленъ ЮстиБ1аномъ. Дост}пъ въ св. Ириву сопряженъ почти съ непреодолимыми трудностями; рйдкимъ счастливцамъ удается проникнуть сюда. Храмъ состоять изъ трехъ частей. Въ немъ два купола и одинъ полукуполъ. Первый отъ наропкса куполъ покрываетъ пространство между нареиксомъ и болышшъ куполомъ. Такъ какъ это пространство болше по ширине храма, чёнъ по его длине, то куаолъ вышелъ овальнымъ и—за отсутств1емъ въ немъ барабана—нпзкимъ и плоскимъ, почему снаружи его иочти не видно. Большой куполъ—полусфера покоится не прямо на аркахъ, какъ куполъ св. Софш, а на довольно высокомъ барабане, отд'Ьляющемъ куполъ отъ арокъ на всю высоту npopfc-зывающпхъ его 20 оконъ. Между столбами, на которыхъ покоятся аркп купола, поставлено по четыре колонны съ северной и южной стороны, которыя вместе со столбаки подъ овальныиъ куполомъ отделяютъ средий корабль отъ боко-выхъ и служатъ основащемъ для верхнихъ галлерей съ правой и левой сторовъ, надъ боковыми кораблями. Къ восточной арке примыкаетъ конха, завершающаяся не по-! лукруглою, а надломленною аркой. Все полукруглое пространство подъ куполомъ апсиды занято „синтровомъ“, т. е. сопростолдемъ, которое изъ всехъ церквей Константинополя сохраиилось только во св. Ирине. „Син-тронъ“ состоитъ изъ пяти ступеней, устроен-ныхъ концентрическими кругами, центръ которыхъ находится подъ переломомъ апсид-ной арки.—Церковное строительство Юсти-Hiana свидетельствуется еще третьимъ хра-момъ, доселе сохранившимся,—свв, Серия и Вакха. Онъ лежитъ вблизи берега моря и некогда находился въ связи съ дворцомъ Гормизды, о которомъ уаомпналось раньше и въ которомъ жилъ ГОспшанъ до встуоле· шя на престолъ. Уже самъ Юстишанъ устроилъ здесь мужской монастырь. По мненш нгЬкоторыхъ, „это наиболее элегант-! ный оамлтникъ Константинополя, не считая, даже св. Софш: которая имеетъ характеръ! выше и строже“ Здаше представляетъ собою восьмиугольвикъ, вписанный въ четыре-угольникъ. Восемь массивныхъ столбовъ под-держиваютъ восемь арокъ, на которыя опирается куполъ, отстояшдй отъ пола саженей на десять. Разстояшя между столбами заполнены семью парами колоннъ, ноддержи-вающпхъ верхшя галлерей. Пространство на востокъ шире прочихъ и колоннъ не имеетъ. Въ четырехъ угловыхъ промежут-кахъ между столбами колонны поставлены полукругомъ- Верхшя галлерей окружаютъ весь храмъ, не захватывая только апсиды. Особо сл^дуетъ отметить за южной стороне расширен)'е нвжнихъ обходовъ или корри-доровъ и верхнихъ хоровъ, устроенное при посредства второй пары колоннъ внутри: внизу эта пара колоннъ сохранила следы вратъ; а вверху чрезъ это получается родъ балкона. Турки именуютъ эту мечеть „Кучукъ Айя Соф1я“—маленькая св. Соф^я, указывая этимъ назвашемъ на сходство ея съ знаменитою сестрой, хотя въ действительности храмъ этотъ можно сравнить гораздо более съ церковью св. Витал1я въ Равенне. чемъ со св, Софхен.—Па поясе вокругъ всей церкви доселе хорошо читается громадная вадппсь, свидетельствующая, что строителями ея были Юстишанъ и Оеодора. Неподалеку отъ мечети Магомета II, где раньше былъ храмъ Апостоловъ, находится ! Цейрекъ-джами, некогда храмъ Пантокра-тора. Отобранъ онъ у хриспанъ вскоре после завоевашя. Храмъ очень хорошей сохранности. Построенъ онъ былъ Ириною, женою 1оанна I, Комнина. Храмъ состоитъ изъ трехъ неравныхъ церквей, разделен-ныхъ рядами колоннъ и сообщающихся съ одиимъ и темъ же нароиксомъ. Самая большая церковь на южной сюроне, самая маленькая посредине. Последняя предназначалась быть мавзолесмъ надъ похороненными здесь Комнинами и Палеологами. Церковь въ свое время была отделана съ большою роскошью. Ея многочислгнныя мозаики теперь закрашены. Здесь былъ мужской монастырь, процветавшШ и соперничавши! даже съ монастыремъ СтудШскимъ. Въ по-следшя минуты существовали Константно- I поля отсюда именно выходило главное про-,тиводейств1е попытке императора получить помощь съ Запада путемъ вероисповедныхъ