
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
1075 БРА богословская БРА 1076 шимъ ступенямъ бытхя—удалете отъ Брамы — и подюгае къ высшимъ— приближение къ Браме зависитъ отъ техъ делъ, которыя совершаетъ душа вь томъ шш нномъ телесномъ суще-ствоваши. Душа человека за пре-ступлетя завтра же можетъ переселиться въ животное или растете. Задача живыхъ существъ—стремиться къ избавлетю отъ этихъ ужасныхъ пере-селенш, стремиться къ сл1янио съ Брамой. Стремящшся къ этому долженъ прежде всего заботиться о тщательномъ исполнены обрядовъ. За малМпие проступки, нечистому налагались мучитель-ныя, очищетя и искупительныя жертвы (посты, молитвы, обмазываше коровь-имъ навозомъ, питье коровьей урины, горячаго масла, за тяжтае проступки— даже самоубШство). Но все это могло избавить только отъ ада и низшихъ возрождены, а не отъ возрождены вообще. Для того, чтобы можно было возвратиться въ чистый духъ Брамы, нужно совс^мъ отречься отъ чувственной жизни, заглушить въ себе все требовашя телесной природы, порвать съ приманками вн'Ьшняго Mipa. Это достигается путемъ аскетическихъ упражгтшй. Путемъ лишенШ и само-истязанш (сидЬше на огне, пребыва-Hie подъ дожде мъ, подъ зноемъ) аскетъ умерщвляетъ свою плоть. Но онъ долженъ умертвить и свою духовную природу, онъ долженъ все свои мысли сосредоточить на одномъ Брамй, который не подлежитъ никакимъ опреде-лешямъ, есть чистое бьте, не имеющее предикатовъ. Учете Б. имеетъ обширную литературу. Б. признаетъ веды священными книгами, но воззре-шя большей части ведъ плохо вяжутся съ Б. Браманы присоединили къ ведамъ—брахманы— своеобразныя тол-ковашя, сообщивпия ведамъ новое освя-щеше. Затемъ явились араньяка—лес-ныя книги (руководства для лесныхъ аскетовъ), постепенно стали составляться упапимады (сокровенное учете)—теософ ичесте трактаты. Являются сутры (sutra—шнуръ, руководства для ритуала), Упапимады большею частш вошли въ составь веданты (конецъ ведъ), которая делилась на две части: первая—карма миманза (карма—дело, подвигъ, миманза—умозрете) говорить о религюзно-практической стороне Б., вторая—уттара миманза — содержитъ спекулятивное изследовате о Браме. Литература эта росла и расширялась въ течете столеты, но уже за VI в. до Р X. учев1е Б. несомненно приняло изложенный абстрактный характеръ. Буддизмъ (см. буддизмъ), вышедшы изъ Б. и отнявшей у него множество членовъ, далъ толчекъ къ реформе и въ Б. и онъ постепенно принялъ новый видъ. Народъ всегда желаетъ конкретнаго божества, живаго, близкаго къ человечеству. Брама былъ слишкомъ абстрак-тенъ и непонятепъ. Браманы приблизили тогда къ Браме двухъ антропо-морфныхъ боговъ ведизма — Вишну— охранителя и Шиву (Рудру)—разрушителя. Три Божества соединились: Брама—принципъ эманацш, Вишну—начало сохраняющее, Шива—разрушающее. Такъ явилась индшская троица—тримурти. Чтобы еще более приблизить образъ благодетельнаго Вишну къ человечеству, браманы начали учить о его явле-тяхъ на земле, о его воплощетяхъ (аватарахъ. avatara—нисхождете) въ различныхъ образахъ для избавления отъ бедъ людей. Въ первый разъ Вишну воплотцлся въ образе рыбы и снасъ Ману (предка человечества, автора за-коновъ) отъ потопа. Замечательна восьмая аватара Вишну въ образе человека Кришны (Krsna—черный) для спасешя Инды отъ тираннш царя Камсы. Въ тримурти и Кришне некоторые наивно и смёло хотели видеть прототипъ христианской Троицы и самаго Христа. Н» въ тримурти можно находить и панте-измъ (Вишну и Шива—эманацш Брамы) и политеизмъ (Вишну и Шива, какъ совершенно различные боги, противодЬй-ствуютъ одинъ другому), но ни какъ нельзя найти христаанскаго тргединаго Бога, лица Котораго пребываготъ въ единеши любви и безконечно возвышаются надъ MIpoMb, между темъ какъ Вишну и Шива связаны съ богами п MipoMb неразрывно связью обоюдной зависимости. Вишну имеетъ супругу Лакми, Шива имеетъ много супругъ (сакти, особенно замечательна Дурга).