
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
323 БЕЗ богословская БЕЗ 324 мере за ихъ двоедупне по отношешю къ православно и православному правительству, вследс'те чего пришелъ къ мысли о необходимости бороться съ такиыъ, съ точки зрешя истаго безпо-повца, зломъ. И вотъ, для начала, Ев-еим1Йнослалъ<шосковскимъ старцамъ»— филипповцамъ 39 вопросовъ, прося филишювцевъ дать ему на нпхъ ответы. Ответа, разумеется, не было дано, и это побудило дерзкаго вопрошателя тЬмъ настойчивее стремиться къ пспол-нетю задуманпаго плана. Факты бсз-поповщинскаго лицемерия возникали на каждомъ шагу. Кто-либо изъ православныхъ скажетъ раскольнику: «ты рас-кольникъ, въ церковь не ходишь, таипъ не принимаешь»,—и тотъ, не желая навлечь на себя непр1ятности, не только отрицается отъ этого на словахъ, но и действительно идетъ въ церковь и причащается. Если еедосеевецъ или фи-липповецъ опасно заболевалъ, то призывали къ нему православнаго духовника, и хотя вследъ за последним?» обыкновенно являлся къ больному «староверческш креститель», но онъ делалъ свое дело тайно, чтобы «исправленная» считали за сына великорос-еШской церкви. Въ случае праздника раскольники должны были принимать прнходскихъ священниковъ у себя на дому, съ поклономъ оделяя ихъ хлебомъ, пирогами, житомъ, деньгами. Когда раскольнику требовалось куда-либо поехать, приходилось обращаться къ священнику за свидетельствомъ о быт in на исповеди, чтобы получить пас-портъ,—когда раскольпикъ умиралъ, его погребали въ могиле, вырытой съ «благословешя» того же священника. Все это и подобное вынуждены были делать незаписные раскольники. Раскольники же записные—те прямо отвергались Христа, ибо открыто состоятъ подъ властш антихриста, по мненпо Евеишя. Исходной, точкой такого взгляда на расколъниковъ всехъ тол-ковъ, которымъ они приравнивались къ «никошанамъ», для Евоим1я служило безпоповщинское учете о воцаренш антихриста. Только онъ своеобразно вытолковывалъ антихриста. Онъ по-вторилъ старую раскольническую мысль о императоре Петре I, какъ антихристе, подыскавъ къ ней какъ можно более мннмыхъ доказательству и указалъ чувственпаго антихриста въ лице цар-ствующихъ особъ, какъ преемннковъ Петра и исполнителей воли его. «Апо-калипсичный зверь, ппсалъ Евеимщ, есть царская власть, икона его—власть гражданская, тело его—власть духовная» Въ практнческомъ выводе это означало, что остался одинъ для «верующпхъ? путь ко спасенш—«не пространный, еже о доме, о жене, о чадахъ, о торгахъ, о стяжатяхъ попечете имети», а «тесный и прискорбный, елее не имети ни града, ни села, ни дома» Нужно вступить въ брань съ антихристомъ. Но какъ лее вести ее? Такъ какъ открыто бороться нельзя, то «достоитъ таитнея и бегати», по выражеипо Евеюня, чтобы чрезъ это порвать все связи съ обществомъ, чтобы уклониться отъ всехъ гражданскихъ повинностей—видимыхъ знаковъ власти антихристовой: записи въ ревизш, платежа податей, военной службы, паспортовъ, присяги. И всякш, желаю-щш вступить на сей путь брани съ антихристомъ, путь странствованхя не только по городамъ и весямъ, но и по лесамъ и птстынямъ, кто бы онъ ни V * былъ, православный или раскольникъ, непременно долженъ принять новое крещенге. Решете Евоим^емъ вопроса въ ука-запномъ смысле состоялось, вероятно, не безъ вл1яп1я со стороны некоего «странника» 1оанна. Кто былъ 1оаннъ и откуда, неизвестно, но известно то, что «случайный зеакомецъ» Евеим1Я былъ для него вл1ятельнымъ «советни-комъ». Между прочимъ онъ далъ и тотъ советъ Евоимпо, чтобы онъ самъ себя крестилъ, что Евеимш и испол-нилъ въ 1772 году. Въ пошехонскихъ лесахъ, въ одномъ изъ раскольниче-скихъ скитовъ, Евеимщ обрелъ себе перваго последователя въ лице некоего Павла Васильева, а въ деревне Малышевой, ярославскаго уезда—странно-пршмца Петра Оедорова, да еще человекъ шесть учениковъ и ученицъ изъ разныхъ местъ. Первые успехи однако оказались вместе и последними.