
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ООО ЖЕРТВ ВОГОСЛОВ'еКАЙ ЖЕРТВ 566 паго ритуала Чаще всего родители приносили въ жертву своихъ детей, господа— рабовъ, иобПдителн — побежденныхъ. Та-кихъ безнравственных!, в каннибальскихъ iicepriiuiiрипошешй совершенно чужда ветхозаветная рслипя. Hoirbiiuiiii критицизмъ, впрочемъ, готовъ усматривать следы ихъ и въ Библш, въ подтверждена чего ссылается особенно на фактъ жертвоприноше-1пя Авраамомъ своего сына Исаака и на ncTopiio дочери 1ефоая. Ло ириводимые факты нисколько не подтверждают» этой мысли. Видеть въ жертвоприношенш Исаака доказательство существовашя челонЬчсскихъ жортвоприношешй и у евреевъ—значитъ упускать изч» виду значеше этого факта, какъ исныташ'я твердости вг1;ры \враама. Более правдоиодоб1я, иовпднмому, имеетъ ссылка на [ефоал, принесшаго въ Ж. свою дочь: но и эта истор1я излагается въ Библш (Суд. 11, 30—40) съ такою таинственною неопределенностью, что фактъ жертвоприношен]'я въ ней можетъ подлежать различными» толковашямъ, и большинство повей шихъ из следователей склоняется къ объяснению, что дочь Гефоая была просто посвящена Богу на служеше при скн-нш. Во всякомъ случае Моисесвъ законъ ясно запрещаотъ человечешя жертвонри-ношешя (см. Лев. 18, 21: 20. 2—5; Второзак. 12, 31; 18, Ю) какъ «мерзость» предъ Господомъ. См. Bahr, »Symbolik d. 31os. Cultus·»; Movers, »Opferwesen der Karthager»; Hartung, ????????? der Romer ·; Яуксь, ' Versuch uber die Matur, Absicht u. d. Ursprung der Opfer» (? 778). Жертва безкровная— одно изъ назва-niii въ православной церкви таинства ев-хариетш. Учешемъ объ евхарнетш, какъ жертве, отличается православная церковь отъ протестантовъ. Эти последш’с учатъ, что жертва за весь м]ръ ирннесена однажды навсегда самимъ I. Христомъ въ Его крест-ион смерти, иосле чего уже никакая новая жертва за мiръ ненужна и неуместна. По учонпо православ]я, однажды и навсегда принесенная за роди человечешй I. Хрп-стомъ жертва не исключаетъ миоиократнаго и необходимаго прнношешя жертвы евха-кистишой, которая составляет!» не что иное, ракъ частное прпменен1е къ нуждамъ хрн-стчанъ искупительной крестной жертвы J. Христа. Это учеше православная церковь основываетъ иа Св. Писапш (1оан. 6, 51; Mo. 26, 28; Мр. 14, 24; 1 Кор. 11, 24) и на непрерывному со времени апо-столовъ, учеши всехъ отцовъ церкви. Назвашемъ Ж. безкровнон евхарисия противопоставляется кровавыми- жертвонриноше-шямъ культовъ языческаго и ветхозавет-наго —0 ]удейскаго (см. Э. Г! Брокгауза и Ефрона). ЖЕРТВЕННИКЪ —возвышешс,на кото-ромт приносились жертвы. Основной тинъ егогг^это возвышенность, дающая возможность..приносить жертву не па самой земле, а надъ ?-нею, ближе къ небу, какъ обиталищу божества. Поэтому и самые жертвенники созидались обыкновенно на «высо-тахъ», о которыхъ такъ часто говорится въ Библш. Въ Ветхомъ Завете Ж. встречаются уже рано (при Ное), хотя и вч. первобытной форме. 1аковъ, напримеръ, сделалъ Ж. изъ простого камня, который служилъ для него изголовьемъ въ предшествующую ночь. Съ развит1емъ культа Ж. началъ все более принимать искусственный формы. Уже самъ 1аковъ несколько позже строилъ Ж.—по всей вероятности, изъ простыхъ нетесанныхъ камней, сложенных!· въ виде плоской кучи, на которой можно было развести огонь и положить жертву. I. Навинъ построили, Ж. изъ камней, взятыхъ со дна 1ордана, после чудеспаго перехода чрезъ него израильтян!,. Ему же поведено было достроит]» жертвенники, пзъ нетесанныхъ камней на горе Гевалъ (Второе 27, 5). Съ построешя скинш жертвенники, сделался существенною принадлежностью этого святилища; но такъ какъ самая скишя была подвижными» храмомъ, то и Ж. сде-ланъ былъ изъ дерева, какъ более при-годнаго ??» переноске вещества. При скинш было два жертвенпшеа — одинъ для жертвъ всесожжешя, а другой для жертвъ курешя; первый былъ иокрытъ медыо, второй—золотыми плитами. Ж. все-сожжешя представляла собою нечто ви. роде ящика и имелъ внутри медную решетку для дровъ, а по боками,—кольца, для несешя его на шестахъ. Выдававпияся по угламъ возвышешя, такъ назыв. «роги», были особенно важными местами; прикос HOBeiiie къ нимъ служило знакомъ желашя всецело предаться на милосердие Бож1е,