
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
283 ВЕНГР богословская ВЕНГР 284 римско-католицизма ш. Венгрш но осталось бы и следа. Первый изъ нихъ все вниманье свое сосредоточилъ на воспи-ганьи низшихъ членовъ клира, чтобы замещать приходы ревностными душе-настырями, призвалъ на помощь 1езуи-товъ и съ ними велъ упорную борьбу съ новыми вйроучешями. Петръ Наз-мапъ былъ не только знаменитымъ про-пов'Ьдыикомъ и авторомъ многпхъ бого-словскихъ сочиненш, но и мудрымъ орга-низаторомъ и адмпнистраторомъ. Для воспитанья духовныхъ деятелей онъ учредилъ въ ВенЬ «Pazmanenm», а для магнатскихъ юношей «Kollegium-ы», въ ПресбургЬ и Сатмарй, а въ ТирнавЗ» основалъ ушьверситетъ, профессорами котораго были ьезуиты. Въ 1681 году въ этомъ университет^ было уже более 1.000 слушателей. При Mapin-Терезш этотъ уннверситетъ былъ перенесенъ въ Офенъ. а потомъ въ Пештъ, где су-ществуетъ и до ныне, потерявъ, впро-чемъ, свой вероисповедный обликъ и характсръ. Результаты этихъ меръ были успешны. Мнойе дворянскья семейства возвратились въ лоно кат. церкви со всеми своими крепостными; это возбудило сильное раздраженье и опасеше въ последователяхъ новыхъ ученш, и они решились съ орулйемъ въ рукахъ отстоять права добытой ими свободы. Въ результате оказались две междуусоб-ныя, религьозныя войпы: первая подъ иредводительствомъ новоизбраннаго въ семыградпг короля Стефана Бочкая, а вторая при короле Гавршле Бетлень. По первому миру въ Вене протестанты получили некоторую свободу для своего вероисноведашя, а вторымъ миромъ въ Никольсбурге подтверлсдены все иско-мыя ими права и полная свобода исно-ведатя. Темъ не менее продолжавшаяся борьба католичества съ лютеран-ствомъ и кальвинизмомъ и сихъ по-следнихъ между собою сопровождалась бунтами и возсташями подъ водитель-ствомъ Надажди, Франкопана, Тёкёлья и Ракоцци, пока эдиктомъ 1791 года о равноправности и свободе вероисповеданий не подтверждены были все законоположенья прошедшихъ летъ (1608, 1647 и 48 гг.)- Въ это время кальви-низмъ насчитывалъ уже полтора мил- льона своихъ последователей, а люте-ранъ было только полмиллюиа. Большую службу католичеству, въ это смутное для него время, сослужило общество «Maria Congregatio», поставившее для себя главною целыо воспи-таше юношества въ духе католическому Учрежденное въ Италш оно быстро привилось во всей Венгрш, и къ концу ХУШ в. не было города, где бы это общество не процветало. Это общество, какъ и друия — ему подобный общества и ордена, были уничтожены въ тяжелое для католической церкви либеральное царствованье императора 1осифа II, когда анти-церковныя реформы были направлены къ полному подчиненно церкви государству. Этотъ государь широко, произвольно и безконтрольно пользовался привиле-г1ями, связанными съ его «апостольскими» правами. Сношенье съ Римомъ церковныхъ властей было подчинено строгому контролю правительства и дипломами. Национальные синоды могли созываться только съ высочайшаго соизволения, и ихъ решенья должны были представляться для санкцш королю. Вльяше церкви было совершенно устранено изъ всехъ учебныхъ заведеньй, где господствовало анти-церковное на-нравленье и безверье. Система ыатро-натства наносила неисправимый вредъ интересамъ церкви пристрастьемъ и небрежностью при выборахъ и назна-ченьяхъ церковныхъ пастырей. Все протесты и заявленья епископовъ не имели успеха. Чтобы смягчить столь суровыя отношенья государства къ церкви, Папа Шй У1 предпринялъ поездку въ Вену для лнчныхъ объяспеньй съ императоромъ; но и эта чрезвычайная мера для блага церкви осталась безъ желаннаго результата. Въ последуюьцья царствования продолжалось толге анти-церковное направленье въ правительств епныхъ сферахъ, пока революцюн-ная буря 18—48 и 49 гг. не принесла новыхъ законовъ, совершенно отделив-шихъ отъ государства церковь, которая съ техъ поръ перестала быть господствующею, и темъ облегчено было упо-рядочеше церковныхъ делъ и отноще-ньй и стало возможнымъ заключенье съ