Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Новая философская энциклопедия в 4-х томах..."

Цимцум





(сокращение, сжатие) – начальный акт творения ("эманации"), образование внутри Бога пустого пространства, в котором затем возникают миры. Концепция цимцум формируется в "каббале" с 13 в. (на основании талмудических источников), достигая полного развития в учении "И.Лурии". В изложении его ученика Х.Витала полнота божественного бытия (см. "Эйн Соф") до цимцум представляется в виде света, заполнявшего бесконечное пространство и не оставлявшего «места», т.е. возможности для какого-либо обособленного бытия. Такая возможность возникает лишь в результате цимцум – сжатия Эйн Софа, который отступает от некой центральной точки, образуя Пустоту. Свет, оставшийся вокруг Пустоты («свет, объемлющий все миры»), проникает в нее в виде Луча (см. "Адам Кадмон"), дающего начало всем последующим этапам эманации («свет, наполняющий все миры»). (В некоторых вариантах доктрины в Пустоте остается Отпечаток удалившегося света, и Луч лишь актуализирует потенции, содержащиеся в Отпечатке.) Концепция цимцум совмещает творение ex nihilo и эманацию, божественную трансцендентность и имманентность («объемлющий все миры» и «наполняющий все миры») и служит архетипом для последующих теософских драм (разбитие сосудов, изгнание Шехины и т.д.). В 17–18 вв. развернулся спор между буквальным и аллегорическим пониманием цимцум, имело ли место действительное удаление Бога или только сокрытие, ограничение его проявлений. Буквалистов обвиняли в антропоморфизме, аллегористов – в пантеизме.
    Литература:
    
Шолем Г. Основные течения в еврейской мистике, т. 2. Иерусалим, 1993, с. 78–84, 230–231.
    М.А.Шнейдер
    
    

Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia