Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Новая философская энциклопедия в 4-х томах..."

Ци





– пневма (кит., буквально – эфир, атмосфера, газ, воздух, дыхание, дух, нрав, темперамент, энергия, жизненная сила, материя) – одна из основополагающих и наиболее специфичных категорий китайской философии, выражающая идею континуальной, динамической, пространственно-временной, духовно-материальной и витально-энергетической субстанции. Этимологическое значение – «пар над варящимся [жертвенным] рисом». Стандартную терминологическую оппозицию ци составляет "ли"-принцип. Предельно общее понятие «ци» конкретизируется на трех главных смысловых уровнях: космологическом, антропологическом и психологическом. В первом случае ци – универсальная субстанция Вселенной; во втором – связанный с кровообращением наполнитель человеческого тела (аналог «жизненных» или «животных духов» европейской философии), способный утончаться до состояний «семенной души» и «духа»; в третьем – проявление психического центра, «сердца» ("синь"),управляемое волей и управляющее чувствами. Общепризнанным в китайской философии было представление о ци как бескачественном перво-веществе, из которого состояла Вселенная в исходной фазе своего развития, называемой «Хаосом» ("хуньдунь"),«Великим пределом» ("тай цзи"),«Великим единым» (тай и), «Великим началом» (тай чу) или «Великой пустотой» (тай сюй). Начальные формы дифференциации этого вещества – "инь ян "и «пять элементов» ("у син").
    Философской категорией термин «ци» стал в 4 в. до н.э. в таких классических памятниках, как "«Гуань-цзы»",«Мэн-цзы», "«Чжуан-цзы» "и др. Хронологически первым, видимо, можно считать упоминание ци в "«Го юй» "(5 в. до н.э.), где появление термина отнесено к 8 в. до н.э.: Бо Янфу, сановник царства Чжоу, объяснял землетрясение нарушением порядка взаимодействия ци Неба и Земли. Единым субстанциальным началом, «пронизывающим тьму вещей», ци предстает в "«Дао дэ цзине». "Положение о преобразовании ци в конкретные объекты вследствие сгущения и разрежения, ставшее общепринятым в китайской классической философии, впервые прозвучало в «Чжуан-цзы», где указанные процессы применительно к ци осмыслялись как синонимы жизни и смерти. Там же обозначена связь сгущения и разрежения, подъема и опускания «пневменных» субстанций с психоэмоциональной сферой. В «Цзо чжуани» (4 в. до н.э.) человеческие эмоции и «вкусы» (горечь, сладость и т.п.) объявляются порождением, а «воля» – воплощением ци. Духовная сущность ци-пневмы обозначена в «Гуань-цзы» термином «лин ци» – «одухотворенная пневма», «подвижная пневма». Она присутствует в «сердце» – сознании и психике человека (ср. наименование «сердца» в «Чжуан-цзы»: «вместилище духовности», или «души», – лин фу), способна спонтанно «приходить и уходить», ей присуща диалектическая атрибутика "дао "– такая «малость», что она не имеет ничего «внутри [себя]», и одновременно такая «огромность», что «ничто [не остается] вне [ее]» (гл. «Нэй е» – «Внутренняя работа»).
    В «Си цы чжуани» (4 в. до н.э.) ци соединено с понятием "«цзин» "(в значении «семя», «семенная душа»), выражающим в «Дао дэ цзине» порождающую потенцию дао: «осемененная (утонченная) пневма (цзин ци) образует вещи» благодаря тому, что «мужское и женское [начала] связывают семя». Содержащиеся в «Си цы чжуани» высказывания о цзин как обозначении разумного начала корреспондируют с пассажами из «Гуань-цзы», где цзин ци фактически отождествляется с «духом» ("шэнь")как психическим началом. В «Мэн-цзы» представлено положение о единении телесного и духовного ци в «сосредоточенности на должной справедливости», что рассматривалось как выражение безбрежности мировой «пневмы».
    В «Хэ Гуань-цзы» (4 в. до н.э.?) или, возможно, в трудах "Дун Чжуншу "(2 в. до н.э.) впервые появляется понятие «изначальная пневма» ("юань ци"),из которой «образуются Небо и Земля». Дун Чжуншу отождествил «изначальную пневму» с качествами, полученными человеком от родителей, и с общемировой субстанцией. В "«Хуайнань-цзы» "(2 в. до н.э.) ци рассматривается в космологическом и антропологическом плане как одно из порождающих начал наряду с «духом» и «семенем» и одновременно объединяющее их – «то, что наполняет все сущее».
    "Ван Чун "интерпретировал воплощенное в ци духовное начало – шэнь ци как «утончение» цзин ци, а сгущение и разрежение «пневмы» сравнил с образованием льда и его таянием: человек порождается «духовной пневмой» (сгущение) и возвращается в нее со смертью (разрежение). Понятие «шэнь ци» у Ван Чуна может быть истолковано как синоним «изначальной пневмы», в которой «отсутствует разделение [на мутное и чистое]». Ван Су (3 в.) отождествил «изначальную пневму» с «Великим единым» (тай и) –состоянием, предшествующим космогенезу в космогонической схеме «Ле-цзы» (4 в. до н.э.), а даос Чэн Сюаньин (7 в.) – с «Великим началом» (тай чу) космогенеза. "Чжан Цзай "связал ци с понятиями «Беспредельное» или «Предел отсутствия/небытия» (у цзи, см. "Тай цзи")и «Великая пустота» (тай сюй), акцентировав неуничтожимость «пневмы», сгущение и разрежение которой реализуется в мировых трансформациях, образующих преходящие «формы» и «образы».
    Особое значение термин «ци» приобрел в "неоконфуцианстве",главной проблемой которого стало выяснение соотношения двух начал: материалообразующего, динамичного, континуального, чувственного и морально индифферентного ци со структурообразующим, дискретным, статичным, рациональным и морально окрашенным ли-принципом. "Чэн И" вотличие от Чжан Цзая постулировал возможность уничтожения ци с разрушением «принципов». "Чжу Си "отстаивал вечность существования «принципов», с которыми неразрывно связано ци.
    "Ван Янмиин "трактовал ли и ци как нерасчленимое единство, а ци, «дух» и «семя» как «одну вещь»: «распространяющаяся активность – это пневма, сгущенное скопление – это семя, а чудесное (утонченное) применение – это дух». Выражение этого единства Ван Янмин находил в «благосмыслии» ("лян чжи")врожденном «благóм» и интуитивном знании. "Ван Фучжи "усматривал в концентрации и рассеивании ци причины «видимости» или «невидимости» чего-либо, позволяющие говорить о «наличии/бытии», «форме», либо об «отсутствии/ небытии», «неоформленности». Янь Фу (19 в.) объяснял западное понятие «эфир» ("итай")как «имя самого чистого ци». "Фэн Юлань "отождествил ци с платоновско-аристотелевой материей как полным отсутствием форм, т.е. коррелятивных «принципов» (ли) или «Беспредельным» (у цзи) «ничто». Современные исследователи сближают ци с понятием «поле» (Фэн Ци и др.).
    Традиционные концепции ци в настоящее время играют большую роль в теории китайской медицины.
    А.И.Кобзев
    
    

Еще в энциклопедиях