Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Новая философская энциклопедия в 4-х томах..."

Тафтазан





Са‘д ад-Дӣн Мас‘ӯд Ибн ‘Умар, ат- (ок. 1322, с. Тафтазан, близ г. Ниса, Хорасан – ок. 1390, Самарканд) – арабо-мусульманский философ, видный представитель перипатезирующего "калама". Обучался теологии и философии у "ал-Ӣджӣ" и Кут̣б ад-Дӣна ар-Разӣ (ум. 1365). Около 30 лет провел в скитаниях, преподавая в различных медресе Мавераннахра, а затем по приглашению Тимура приехал в Самарканд, где находился при его дворе вплоть до своей кончины. Ат-Тафтазанӣ известен прежде всего своим сочинением по философской теологии «Мак̣ас̣ид» («Цели»), составленным по образцу «Мавак̣иф» своего учителя ал-Ӣджӣ и снабженным собственными глоссами «Шарх̣ ал-Мак̣ас̣ид» – своего рода энциклопедией "Корана" эпохи синтеза с "арабоязычным перипатетизмом". К этому труду примыкает «Компендиум по логике и каламу» (Тахзӣб ал-мант̣ик̣ ва-л-калам), на который в последующие века были составлены многочисленные комментарии. Ат-Тафтазанӣ прославился также своими глоссами к «Символу веры» ан-Насафӣ (ум. 1142) – «Шарх̣ ал-‘ак̣а’ид ан-насафиййа». В качестве учебных пособий популярностью пользовались и другие его комментаторские сочинения по логике, юриспруденции, поэтике, риторике, коранической экзегетике.
    Биографы и исследователи расходятся в определении правовой и доктринальной позиции Ат-Тафтазанӣ среди различных течений "фикха"-права и калама. Его причисляют то к шафиитам, то к ханафитам, поскольку им написаны глоссы к юридическим сочинениям, представляющим оба толка. Комментарии ат-Тафтазанӣ к трактату ан-Насафӣ дают основание причислять его к матуридитской школе калама (в частности, ат-Тафтазанӣ разделяет учение матуридитов о творении – «таквӣн» как об извечном и субстанциальном атрибуте Бога, о свободе воли, о невозможности реального лицезрения Бога в потусторонней жизни), однако в «Мак̣ас̣ид» ат-Тафтазанӣ предстает как сторонник ашаризма.
    Т.Ибрагим
    
    

Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia