Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Новая философская энциклопедия в 4-х томах..."

Татищев





Василий Никитич [19(29) апреля 1686, Псков – 15(26) июля 1750, с. Болдино под Москвой] – русский государственный деятель, историк, мыслитель. Происходил из древнего рода, восходящего к князьям Смоленским. Первоначальное образование получил в Артиллерийской школе Я.В.Брюса, с которым впоследствии поддерживал тесные отношения. С 1712 по 1716 жил в Пруссии, Саксонии, Силезии, где учился, а также выполнял дипломатические поручения. Под влиянием просветительской литературы у Татищева сложилось оригинальное философское мировоззрение, проникнутое духом скептицизма. В 1724–26 находился в Швеции, где познакомился с видными деятелями шведской духовной культуры Ф.Стралленбергом, Г.Бензелем, Г.Биорнером. Занимал ответственные административные должности, руководил горным делом на Урале, был губернатором в Астрахани. Несколько раз попадал в опалу, умер под домашним арестом в своем имении Болдино.
    Татищев был энциклопедически образован. Помимо «Истории Российской» известен трудами в области естествознания, географии и педагогики. Философские воззрения Татищева наиболее отчетливо изложены в трактате «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ», где он предложил оригинальную классификацию наук, положив в ее основу принцип полезности: науки разделяются на «нужные», «щегольские», «любопытные» и «вредные». Богословие, причисленное к наукам «телесным» и потому включенное в дисциплины «нужные», трактовалось в пантеистическом ключе, рассматривающем природу как совокупность проявлений Бога. «Нужные» науки включали в себя множество предметов: логику, физику, химию, способствующие материальному благосостоянию и сохранности тела человека. К «щегольским» наукам Татищев отнес различные искусства, к «любопытным» – астрологию, физиогномику и хиромантию. «Вредные» науки, по его мнению, включали в себя гадание и колдовство. Татищев хорошо знал современную ему научную и философскую литературу, использовал в своих трудах сочинения Хр.Вольфа, Г.Гроция и П.Бейля, ссылался на произведения Макиавелли, Гоббса, Локка и Боккалини.
    Начиная с 1730-х гг. Татищев изучает проблемы крепостного права, исследует его влияние на производительные силы страны. В экономических записках 1740-х гг. указывает, что помещики не должны забывать о своих обязанностях перед крестьянами, советует заменить барщину оброком, призывает дать крестьянам бóльшую экономическую свободу. Будучи сторонником реформ, он не считал целесообразной немедленную отмену крепостного права, полагая, что это может привести к социальным потрясениям.
    По Татищеву, развитие просвещения приведет к конституционному ограничению самодержавных монархий, росту сознательности подданных, среди которых самое широкое распространение получит философия.
    Сочинения:
    
История Российская, т. 1–7. М.–Л., 1962–68;
    Избр. произведения. Л., 1979;
    Записки. Письма. М., 1990.
    Литература:
    
Попов Н. В.Н.Татищев и его время. М., 1861;
    Он же. Ученые и литературные труды В.Н.Татищева. СПб., 1886;
    Кузьмин А.Г. Татищев. М., 1981.
    А.В.Панибратцев
    
    

Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia