Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Новая философская энциклопедия в 4-х томах..."

Шпенглер





(Spengler) Освальд (29 мая 1880, Бланкенбург, Гарц – 8 мая 1936, Мюнхен) – немецкий философ и историк, один из основоположников современной философии культуры, представитель "философии жизни". Изучал естественные науки и математику в Мюнхене, Берлине и Галле; с 1908 по 1911 – преподаватель гимназии в Гамбурге; с 1911 жил в Мюнхене. В творчестве Шпенглера можно выделить влияние некоторых идей А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, А.Бергсона, а также эстетического учения В.Воррингера. Сам Шпенглер не признавал за философией сколько-нибудь значительной роли в век «цивилизации». Более существенно влияние на него творчества Гёте. В первом и главном своем произведении – "«Закат Европы»" (1-й т. – 1918) Шпенглер выдвинул концепцию культуры, оказавшую большое влияние на общественную мысль 20 столетия. Опираясь на накопленный к тому времени археологией, этнографией, сравнительным языкознанием и др. науками обширный материал, Шпенглер стремится раздвинуть горизонты традиционной западной исторической науки, резко критикуя ее основные постулаты – европоцентризм, панлогизм, историзм «линейной» направленности – и пытаясь определить действительное место Западной Европы в исторической панораме других культур. Шпенглер выделяет в мировой истории восемь культур, достигших зрелости: это египетская, индийская, вавилонская, китайская, «магическая» (арабо-византийская), «аполлоновская» (греко-римская), «фаустовская» (западноевропейская) культура и культура майи. Это культуры «завершенные», полностью исчерпавшие свои возможности (в дальнейшем Шпенглер собирался сделать предметом обсуждения будущую русско-сибирскую культуру). Их существование в разные времена на самых отдаленных территориях планеты свидетельствует для Шпенглера не о едином процессе мировой истории, а о единстве проявлений жизни во Вселенной. Культура у Шпенглера – это сложившаяся в веках историко-культурная целостность, некое внутреннее единство мышления, запечатленное в формах экономической, политической, духовной, религиозной, практической, художественной жизни. Анализ этого стилистического единства форм – основной способ рассмотрения Шпенглером истории. Движение истории, ее логика – это развитие и закономерные превращения (юность, расцвет, упадок) предельно обобщенных культурно-исторических форм. Однако одновременно Шпенглер использует понятие «культура» и в ином плане: единая культура того же исторического целого (по Шпенглеру, ему отведено тысячелетие) до той границы, которая в пределах этого тысячелетия отделяет ее от «цивилизации» – позднего этапа развития, перерождения культуры, резкого надлома всех творческих сил и перехода к переработке уже использованного историей материала. Цивилизация – это симптом и выражение отмирания целого как организма, затухания одушевлявшей его культуры. Здесь можно выделить главную философскую формулу учения Шпенглера: взаимодействие многовековой, убывающей исторической культуры с технобюрократической цивилизацией, предельно обострившийся конфликт между ними; исход его Шпенглер видит трагическим для культуры. Культурология Шпенглера строится на идее предопределенности близкой гибели Запада. Глубоко переживая это, Шпенглер вместе с тем демонстрирует весьма двусмысленную позицию, приветствуя такие, напр., разрушительные факторы «цивилизации», как переизбыток техники, гиперурбанизм, война.
    В работе «Человек и техника» (Der Mensch und die Technik, 1932) антиномия «культура–цивилизация» сменяется упрощенно-монистическим представлением о всемирной культуре как всецело «искусственной», «противоестественной». Исключением Шпенглер считает лишь триумф научных открытий, порожденных техническим гением Запада. Техника, по Шпенглеру, – «тактика жизни». Он утверждает трансцендентный характер целей технической деятельности как не содержащей в себе ничего прагматического, ее символическую, «душевно-духовную» необходимость, видя в этом самозабвенное и самоубийственное подвижничество западного человека.
    В работах 1930-х гг. происходит изменение политических взглядов Шпенглера: он верит в историческую миссию Германии – привести через диктатуру и авторитет сильной власти к новому объединению цивилизационной эпохи на основе мощной организации и техники. Идеи Шпенглера, высказанные им в работе «Пруссачество и социализм», (Preussentum und Sozialismus, 1922), нацисты в 1930-е гг. восприняли как соответствующие их идеологии. Однако философ отклонил в 1933 предложение национал-социалистов о сотрудничестве, что привело к его опале.
    Связав характер наук с общим культурно-историческим контекстом, со всей системой представлений эпохи, Шпенглер смог оценить значение открытий естественных наук, особенно физики, для понимания общей картины мира, как она складывалась в 1920–30-х гг. Он прогнозировал многие тенденции современной науки – напр., возрастающее методологическое единство и сращение отдельных дисциплин, насыщенность научного языка символикой и т.д. Ряд его идей оказались созвучными положениям, выдвинутым в 1960–70-е гг. исторической школой в науковедении (Т.Кун, П.Фейерабенд, К.Хюбнер).
    Шпенглер первый поставил вопрос о месте и роли техники в истории, об универсальном характере ее воздействия на природу и общество, об ее автономности. Различные стороны его учения были восприняты многими философами 20 в., в т.ч. М.Хайдеггером, X.Шельски, X.Ортегой-и-Гассетом, X.Сколимовски и др.
    Сочинения:
    
Fragmente aus dem Nachlass. Münch., 1965;
    в рус. пер.: Закат Европы, т. 1. М., 1993; т. 2. М., 1998;
    Пруссачество и социализм. Пг., 1922;
    Человек и техника. – В кн.: Культурология. XX век. Антология. М., 1995, с. 454–494.
    Литература:
    
Лазарев В.Н. Освальд Шпенглер и его взгляды на искусство. М., 1922;
    Бердяев Η.Α., Букшпан Я.М., Степун Φ.Α., Франк С.Л. Освальд Шпенглер и Закат Европы. М., 1922;
    Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии, т. 1. М., 1930, с. 38–63;
    Аверинцев С.С. «Морфология культуры» Освальда Шпенглера. – «Вопросы литературы», 1968, № 1;
    Тавризян Г.М. О.Шпенглер. Й.Хейзинга. Две концепции кризиса культуры. М., 1989;
    Schroter Μ. Der Streit um Spengler. Kritik seiner Kritiker. Münch., 1922;
    Spengler-Studien. Festgabe für M.Schroter zum 85. Geburtstag, hrsg. von Α.Μ.Koktanek. Münch., 1965;
    Koktanek A.M. Oswald Spengler in seiner Zeit. Münch., 1968.
    Г.М.Тавризян
    
    

Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia