Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Новая философская энциклопедия в 4-х томах..."

Хуа





(кит., буквально – превращение, а также трансформация, изменение, преобразование) – понятие китайской философии, подразумевающее трансформацию с возникновением новой сущности. Применяется в антропологическом и натурфилософском смыслах. В "«Шу цзине»" сочетание да хуа подразумевает воспитание правильного отношения к государю в результате научения («Да гао» – «Великие указы»). В "«Сюнь-цзы»" «преобразование [индивидуальной] природы» рассматривается как путь к превращению «человека с улицы» в «совершенномудрого» (шэн). В то же время «великое превращение» – атрибут космических начал "инь ян", соотносящийся со сменой времен года и природных явлений вроде ветра и дождя. В «Туань чжуани» (ок. 4 в. до н.э., см. "«Чжоу и»") понятие «хуа шэн» («превращение и рождение» или «рождение в результате трансформации») определяется как «взаимовосприятие Неба и Земли», т.е. реакция противоположных начал друг на друга, ведущая к появлению «десяти тысяч вещей». "Ван Би" ввел в широкий оборот трактовку хуа шэн как непрерывного взаимодействия субстантивированных в "ци"-пневме сил инь ян. Один из основоположников неоконфуцианства, "Чжан Цзай", интерпретировал хуа и возникновение новых сущностей как нескончаемый, «едва различимый», «тонкий» процесс, внешне наблюдаемый в виде происходящих в определенные моменты частных «грубых» «изменений» (бянь), причем «изменения» и «превращения» имеют «духовную» (шэнь) природу – соответствующие процессы во вселенском «духе» обусловливают всякое движение. В китайском буддизме восходящий к «Шу цзину» термин «да хуа» («великое превращение») означает изменение личности под воздействием буддийского учения.
    А.Г.Юркевич
    
    

Еще в энциклопедиях