Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Новая философская энциклопедия в 4-х томах..."

Сюн шили





(Сюн Шэнхэн, Сюн Цзычжэн) (1885, Хуанпу, провинция Хубэй – 23 мая 1968, Шанхай) – видный представитель течения "нового конфуцианства". Учился в военном училище, участвовал в антиманьчжурском революционном движении. В 1920 в Нанкине стал учеником известного буддистского ученого того времени Оуян Цзинъу. В 1922 начал преподавать учение буддистской школы йогачара (См. "Вэйши школа") в Пекинском университете, в 1920–30-е гг. разработал собственную философскую систему «новой йогачары» (нового учения о только-сознании, синь вэйши лунь). В 1950-е гг. опубликовал ряд работ, продолжающих темы его дореволюционного творчества: «Начала конфуцианства» («Юань жу», 1956), «Рассуждение об основе и функции» («Ти юн лунь», 1958), «Прояснение сознания» («Мин синь пянь», 1959). Подвергался преследованиям после начала «культурной революции». Основной интерес у Сюн Шили вызывали проблемы онтологии. Среди источников его философии – "«Чжоу и»", идеи буддизма, неоконфуцианства; а также фрагментарное влияние западной философии. Согласно Сюн Шили, вселенная представляет собой единое целое и находится в процессе непрерывного изменения, определяющегося двумя тенденциями – «закрытием» (ведет к интеграции и появлению материальных объектов) и «раскрытием» (ведет к индивидуализации и принадлежит к сфере сознания). «Изначальная субстанция» (бэнь ти) одна, а духовное «раскрытие» присуще в разной степени всем объектам. Дух и материя выступают двумя проявлениями вселенских трансформаций. Задача человеческого познания состоит в постижении «изначальной субстанции» через выявление в себе «изначального сознания» (бэнь синь), которое упорядоченно управляет творческими процессами порождения нового. Однако постижение «изначального сознания» иррационально и интуитивно, путь к его обретению пролегает через моральное самосовершенствование и очищение собственного сознания. Содержание бэнь синь Сюн Шили отождествил с конфуцианским понятием о «гуманности-милосердии» ("жэнь"), подчеркивая тем самым морально-антропологическую природу мироздания. Через последователей Сюн Шили "Моу Цзунсаня" и Тан Цзюньи его идеи оказали значительное влияние на облик конфуцианской мысли второй половины 20 в.
    
    Сочинения:
    
    
Сюн Шили цзи (Антология из работ Сюн Шили), сост. Хуан Кэцзянь и др. Пекин, 1993.
    
    Литература:
    
    
Го Циюн. Сюн Шили цзи ци чжэсюэ (Сюн Шили и его философия). Пекин, 1985;
    Tu Weiming. Hsiung Shi-li̕s Quest for Authentic Existence.– The Limits of Change: Essays on Conservative Alternatives in Republican China. Cambr., 1976.
    А.В.Ломанов
    
    

Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia