Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Новая философская энциклопедия в 4-х томах..."

Сунна





(араб, обычай, пример) – термин, который в арабо-мусульманской и исламоведческой литературе употребляется в разных значениях, основными из которых являются:
    1) «традиция» Пророка Мухаммада как Священное Предание, объясняющее и дополняющее Священное Писание – "Коран";
    2) «традиция» Пророка как образец и руководство для мусульманской общины;
    3) «традиционалистский», или мажоритарный, "ислам", в отличие от периферийных групп, прежде всего "шиизма";
    4) «традиция», в противоположность «новшеству» (бидʻа; последнее чаще всего имеет отрицательный оттенок, хотя иногда различают «порицаемое» и «благое» новшества);
    5) «добровольное», факультативное, по сравнению с «обязательным» (фард̣; эти квалификации преимущественно относятся к сфере культа).
    Ниже рассматривается лишь первое значение термина «сунна». Сунна (полная форма «суннат ан-Наби», или «суннат Расул ал-Лаx», сунна Пророка, сунна Посланника Божьего) зафиксирована в виде х̣адисов (у шиитов – ахбар) – «преданий» о словах и деяниях Пророка. Подобно Корану, сунна считается божественным откровением, но Коран представляет собой «богопродиктованное» откровение, целиком принадлежащее Богу со стороны смысла и словесного оформления, а сунна – «боговдохновенное», выраженное словами самого Пророка. Правда, среди хадисов обычно выделяют «пресвятые хадисы» (ах̣адис к̣удсиййа), рассматривающиеся также как слова Бога, а не Мухаммада (а по форме отличающиеся тем, что в них Всевышний говорит от первого лица).
    Сунна считается вторым после Корана источником мусульманского вероучения. Уступая Корану по степени святости, в определенном отношении она полагается равной ему: в случае несоответствия между аятами Корана и хадисами последние могут «отменять», модифицировать первые, и наоборот. Такова позиция большинства мусульманских богословов и юристов (исключение составляют представители шафиитской школы права, полагающие, что Коран может быть «отменен» только Кораном, а сунна – только сунной).
    Хадисы, как и Коран, охватывают разнообразные вопросы – вероучительного (религиозного, культового, правового и этического) и нарративного характера. На основе хадисов последней категории была составлена Сира – жизнеописание Мухаммада. Нормативная же часть хадисов составляет «сунну» во втором значении этого слова.
    При жизни Мухаммада сунна, хадисы (в отличие от Корана), как правило, не записывались, а передавались изустно. Хадисоискательство, путешествие в поисках передатчиков хадисов составляло характерную черту культуры ислама первых столетий. В то же время появление множества поддельных хадисов вызвало к жизни различные дисциплины, исследующие хадисы прежде всего с целью установления их подлинности. Своего рода результатом такой критики стали «шесть достоверных сборников» (с̣их̣ах̣ ситта), впоследствии канонизированных в суннитском исламе. Их авторами были соответственно ал-Бухари (ум. 870), Муслим (ум. 875), Абу Да’уд (ум. 888), ан-Наса’и (ум. 915), ат-Тирмизи (ум. 892) и Ибн Маджа (ум. 886). Самыми авторитетными из этих сборников признаются первые два, особенно «ас̣-С̣ах̣их̣» ал-Бухари – вторая после Корана священная книга мусульман. Из шестисот тысяч исследованных хадисов ал-Бухарии включил в свой сборник лишь немногим более 7 тыс. (а если не считать повторяющихся – то менее 3 тыс.), тематически распределенных по 97 «книгам» («Об откровении», «О молитве», «О посте», «О браке», «О купле-продаже» и т.п.), в свою очередь подразделенных на 3450 глав. В шиитском исламе сунна, помимо высказываний Пророка, включает и высказывания имамов. Два канонических сборника таких хадисов составили ал-Куляини (ум. 941) и Ибн-Бабаваих (ум. 991). Еще два широко признанных сборника принадлежат Абу Джаʻфару ат̣-Т̣уси (ум. 1067).
    
    Литература:
    
    
Краткий сборник хадисов. Сахих аль-Бухари, пер. Абдуллы (Владимира) Нирша. М., [1999].
    Т.Ибрагим
    
    

Еще в энциклопедиях