Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Новая философская энциклопедия в 4-х томах..."

Стхавиравада,





стхавира (от санскр. sthavira, букв. – старейшины) – одна из двух первых школ, на которые разделился первоначальный "буддизм" либо на Втором буддийском соборе в Вайшали (возможно, ок. 380), как считает В.Гейгер, либо, согласно А.Баро, на Третьем соборе в Паталипутре, проходившем между началом и серединой 3 в. до н.э. в эпоху правления не то Калашоки, не то Махападмы Нанды. В буддийских текстах называются разные причины раскола: замеченные странствующим монахом Ясой (Яшасом) нарушения предписаний Винаи монахами общины Вайшали (они послужили поводом созыва Второго собора); пять техисов о природе "архата "как несовершенной, выдвинутые Махадэвой [1 – архат еще поддается соблазнам; 2 – архат еще не свободен от неведения; 3 – архат еще сомневается в Дхарме (Учении); 4 – архат еще нуждается в помощи других на пути к освобождению; 5 – он может достичь освобождения произнесением определенных слов и медитацией]; несогласие некоторых членов общины считать каноническим изложение Учения Анандой и споры о языке, на котором проповедовал Будда. Оппонентами стхавиров стали "махасангхики "(«члены большой общины»).
    Примерно в период правления Биндусары (293–268 до н.э.) от школы стхавиров откололась школа "ватсипутрия" (по имени ее основателя Ватсипутры), разрабатывавшая концепцию "пудгалы" – псевдосубъекта, носителя "кармы", обеспечивающего действие закона кармы в разных рождениях субъекта. От ватсипутриев вскоре откололись школы хаймавата, дхармоттария, бхадарания, самматия и саннагарика, разошедшиеся по вопросам "абхидхармы". Поскольку все названные школы склоняются к концепции пудгалы, их адептов обобщенно называли пудгалавадинами («сторонниками доктрины пудгалы»).
    На Четвертом буддийском соборе (или Втором соборе в Паталипутре), созванном Ашокой (ок. 247–236 до н.э.), произошло разделение стхавиров на вибхаджьявадинов и сарвастивадинов. Вибхаджьявадины («аналитики», «делающие различие») получили свое имя благодаря председателю собора Тиссе Моггалипутте, выразившему их теоретическую позицию словом «вибхаджья» – «разделение существующего и несуществующего». Сарвастивадины получили имя за концепцию о том, что все дхармы, в т. ч. прошлые и будущие, существуют (сарвам асти), хотя и особым образом (в непроявленном состоянии).
    Вероятно, к кон. 3 в. от вибхаджьявады отпадают школы махишасака и дхармагуптака, оставшиеся вибхаджьявадины делятся на школы тхеравадинов (палийский синоним стхавиравадинов – «сторонников старой мудрости», или «сторонников учения старейшин») и кашьяпиев. Ок. 250 до н.э. учение тхеравадинов было завезено на Шри-Ланку монахом Махиндой. Как отмечается в цейлонских хрониках Дипавамса (IV.6.13) и Махавамса (III.40), тхеравадины приняли это имя потому, что, считали (и считают) свой вариант буддизма наиболее близким к оригинальной проповеди Будды. Канон тхеравады Типитака (см. "Трипитака"), записанный на пали, провозглашается ими «исходящим из уст самого Учителя».
    
    Литература:
    
    
Bareau A. Buddhist Schools of Hinayāna.– Encyclopedia of Religion, ed. M.Eliade, v. 2. Ν. Υ., 1987.
    H.А.Канаева
    
    

Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia