Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Новая философская энциклопедия в 4-х томах..."

Справедливость в арабо-мусульманской философии





понимается как «воздание должного» или «отход от ложного (бат̣ил) в пользу истинного (х̣ак̣к̣)» при близости понятий должного и истинного (см. "Истина")". "Справедливость как наделение различных противоборствующих сторон причитающейся им долей выражается терминами «ик̣с̣ат̣» и «инс̣аф». Более общим и в то же время преобладающим является понимание справедливости как «‘адл» или «‘адала», включающее смыслы «уравненности» и «усредненности». Противоположностью выступает «несправедливость» (джавр, з̣улм).
    В исламском вероучении Бог понимается как «справедливый» (‘адл). Справедливость трактуется как наказание грешников, которое Бог вправе осуществить, если решает не прощать их: в этом смысле справедливость оказывается противопоставленной «милости». В применении к человеку «справедливость» (‘адала) является важнейшим понятием исламской этики, имеющим и социально-психологическое («справедливый» означает «уважаемый»), и научное (в традиционный науках, в частности хадисоведении, «несправедливость» передатчика лишает хадис достоверности), и юридическое значение (только «справедливые» люди могут выступать свидетелями на суде). Она определяется в большинстве случаев как преобладание «добрых» поступков (х̣асана) над «малыми» грехами (с̣аг̣а’ир) при условии несовершения «великих» грехов (каба’ир). Справедливость правителя является искомой ценностью, но не условием и не императивом в суннитских политических учениях ("ал-Мавардӣ", ал-Фарра’ и др.), поскольку уступает безусловному требованию подчиняться любому законному правителю, даже несправедливому. В "шиизме" представление об абсолютном совершенстве правителя (имама) снимает вопрос о его возможной несправедливости. В ранней исламской мысли (рафидиты, мурджииты, мутазилиты) признавалась возможность выступления против несправедливого правителя либо словом, либо делом («мечом»), иногда с условием полной уверенности в своей правоте и успехе.
    В философии античное, прежде всего аристотелевское, понимание справедливости излагалось авторами трактатов об исправлении нравов (см. "Добродетель", "Совершенство"). Справедливость понимается ими как «равенство» или «равная мера» в отношениях между людьми и устройстве космоса. Тесно связанное с этим понимание «умеренности» (и‘тидал) как наилучшего состояния проявляется в натурфилософии в обсуждении качеств «смесей» первоэлементов или свойств климатов. В "каламе" было предложено своеобразное «уравнительное» понимание справедливости как равенства людей в необходимом для них руководстве со стороны Бога и ниспослании удачи, что было явно направлено против тезиса исламского вероучения об избирательном и волюнтаристском отношении Бога к верующим. Другие мутакаллимы толковали справедливость как действия, совпадающие с приказаниями Закона, а несправедливость – как совпадающие с его запретами. Джабариты (см. "Предопределение") признавали «справедливым» только Бога, но не людей, поскольку только Бог является для них истинным действователем.
    А.В.Смирнов
    
    

Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia