Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Новая философская энциклопедия в 4-х томах..."

Сёрл





(Searle) Джон (род. 1932, Денвер, шт. Колорадо, США) – американский философ, представитель аналитического направления в современной западной философии. С 1959 преподает в Калифорнийском университете в Беркли. Испытал влияние идей лингвистической философии "Д.Остина", которые развил и усовершенствовал в книге «Речевые акты» (1969). В основе разработанной им классификации главных видов действий, производимых языком, лежит понятие «иллокутивная цель». Сёрл считает, что число действий, производимых с помощью языка, ограниченно: мы сообщаем другим, каково положение вещей; мы пытаемся заставить других совершить нечто; мы берем на себя обязательство совершить нечто; мы выражаем свои чувства; с помощью высказываний мы вносим изменения в мир. Языковое значение, согласно Сёрлу, присуще не изолированным словам или предложениям, а их воспроизведению в рамках целостного «речевого акта», в процессе межличностной коммуникации. Дальнейшее развитие теории «речевых актов» Сёрла было связано, во-первых, с разработкой формального аппарата «иллокутивной логики», а во-вторых, со сближением самого понятия «речевого акта» с понятием "интенциональности". По лингвистической структуре «речевого акта» можно судить об интенциональности. В этой связи философию языка Сёрл рассматривает как ветвь философии сознания. Способность «речевых актов» представлять объекты и положения дел в мире – продолжение более фундаментальной в биологическом плане интенциональной способности сознания относить организм к миру. Сёрл – критик физикалистских теорий тождества ментального и телесного, а также любых разновидностей картезианского дуализма. Сознание он рассматривает как каузально эмерджентное свойство мозга (и организма в целом), что, однако, не исключает субъективного характера сознания; будучи гибкой способностью организма, основой творческого поведения, сознание в ходе эволюционного отбора создает лучшие возможности для распознавания ситуаций, нежели бессознательные механизмы психики. Субъективность сознания для Сёрла – онтологическая, а не эпистемологическая категория. Онтология ментальных событий – онтология от первого лица. Любое состояние сознания всегда чье-то состояние. В отношении сознания неприменима модель наблюдения в объективном мире: здесь отпадает различие процесса наблюдения и наблюдаемой вещи. Интроспекция собственного ментального состояния, по Сёрлу, сама и является этим состоянием. Среди главных свойств сознания он называет интенциональность, темпоральность, единство, субъективность, структурированность и социальность. Сёрл критикует компьютерные модели сознания, подчеркивая, что поскольку программы синтаксичны, а сознанию внутренне присуще ментальное содержание (семантика), то из этого следует, что компьютерные программы сами не могут представлять процесса сознания. Вычислительные процессы абстрактны, формальны и подлежат интерпретации обладающим сознанием субъектом. В публицистических произведениях Сёрл обсуждает актуальные проблемы гуманитарного университетского образования. Широкую известность получили полемические выступления Сёрла против представителей "постструктурализма" (в особенности "Ж.Деррида").
    Сочинения:
    
Expression and Meaning. Cambr., 1979;
    Intentionality. An Essay in the Philosophy of Mind. Cambr., 1983;
    The Rediscovery of the Mind. Cambr. (Mass.), 1992;
    Сознание, мозг и наука. – «Путь». M., 1993, с. 3–66;
    Современная философия в Соединенных Штатах. – Там же. М., 1995, с. 149–176.
    А.Ф.Грязнов
    
    

Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia