Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Новая философская энциклопедия в 4-х томах..."

Рассуждение, выносящее решение относительно связи между религией и философией





(араб. «Фас̣л ал–мак̣ал фӣ-ма байн аш-шарӣ‘а ва-л-х̣икма мин ал-иттис̣ал») – произведение "Ибн Рушда" (Аверроэса), посвященное легализации философии (античного типа) с точки зрения мусульманской религии. «Рассуждение» было составлено, по-видимому, около 1177. В начале произведения цитируется ряд аятов – стихов Корана, поощряющих изучать окружающий мир в поисках знамения Божьих промысла и всеблагости, откуда делается вывод, во-первых, о философствовании как обязанности мусульманина, во-вторых, о необходимости изучать труды античных философов (хотя они и язычники), ибо они преследуют те же цели, к которым призывает мусульманская Священная Книга.
    Как подчеркивается в трактате, философия с ее рациональными доказательствами не может противоречить богооткровенным данным, поскольку «истина не противополагает себя истине», и поэтому в случае, когда философские выводы не согласуются с буквальным смыслом священных текстов, необходимо прибегать к аллегорическому толкованию последних. В свете этого подхода Ибн Рушд анализирует такие «крамольные», с точки зрения некоторых богословов, тезисы философов, как утверждение об извечности мира, о невозможности телесного воскресения и т.п.
    Правом на аллегорическое толкование священных текстов автор «Рассуждения» наделяет лишь философов, ибо только они используют «аподиктические» (доказательные) методы рассуждения (силлогизмы), в то время как теологи-мутакаллимы (представители "калама") прибегают к «диалектическим» (в аристотелевском смысле) методам, а широкая публика удовлетворяется «риторическими». Перед простым народом было бы пагубно разглашать содержание аллегорических толкований и вообще философских доктрин: с ним следует делиться только теми учениями, смысл которых не противоречит ходячим воззрениям, коль скоро они направлены на благо общества. Мутакаллимы же (как мутазилиты, так и ашариты), не останавливающиеся перед таким разглашением, постоянно угрожали и угрожают смутой, ввергая общество в пучину взаимной ненависти и войн.
    «Рассуждение» впервые опубликовано М.Мюллером (Мюнхен, 1859). Лучшие критические издания – Л.Готье (Алжир, 1942); М.Амара (Каир, 1972). На русский язык впервые переведено А.В.Сагадеевым в качестве приложения к его книге «Ибн-Рушд (Аверроэс)». М., 1973.
    Н.В.Ефремова
    
    

Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia