Статистика - Статей: 872577, Изданий: 946

Искать в "Новая философская энциклопедия в 4-х томах..."

Пратьякша





(санскр. pratyakṣa – присутствующий перед глазами, видимый, воспринимаемый, непосредственный) – в индийских религиозно-философских системах непосредственное, чувственное восприятие, возникающее благодаря контакту органов чувств и их объектов (индрия-артха-санникарша). Практически все школы признают пратьякшу одной из "праман" – средств достоверного познания. Учение о пратьякше разработано в школе "Дигнаги", а также в "вайшешике" и "ньяе". Дигнаге принадлежит чрезвычайно важное для последующей индийской эпистемологии деление восприятия на нирвикальпа (допредикативное) и савикальпа (предикативное). Вайшешик Прашастапада воспринимает и перерабатывает учение Дигнаги, однако наиболее систематическому исследованию пратьякша подверглась в ньяе. Здесь она делится на две основные категории: обычное (лаукика – внешнее восприятие с помощью органов зрения, обоняния, вкуса, слуха и осязания) и необычное (алаукика). Последнее подразделяется на три вида: саманья даршана – восприятие родового признака в индивидуальной вещи («коровности» в корове), джняна-лакшана, когда зрительное восприятие ассоциируется с обонятельным и т.п. (напр., восприятие душистой розы, твердого камня и т.п.) и йога-джа (рожденное йогой) – телепатия, восприятие на расстоянии и т.п. По другой классификации обычные восприятия бывают трех видов: нирвикальпа пратьякша – неопределенное доконцептуальное восприятие объекта, простая констатация его присутствия («нечто существует»), савикальпа пратьякша – восприятие объекта с определением его свойств («это нечто есть столб») и пратьябхиджня – распознавание объекта, с которым уже приходилось иметь дело («такой столб я уже видел»). С точки зрения ньяи, которую также разделяют вайшешика, санкхья и миманса, ошибочными могут быть только два последние вида пратьякши. Иными словами, само по себе восприятие не может быть ложным, таковым его делают только наши суждения. Даже восприятие змеи в веревке не является ложным, поскольку объект (веревка) действительно воспринимается. Другое дело, если ему ошибочно приписываются характеристики другого объекта (змеи). Пратьякша лежит в основании логического вывода ("анумана"). См. также "Нирвикальпа–савикальпа".
    В.Г.Лысенко
    
    

Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia