Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Новая философская энциклопедия в 4-х томах..."

Популизм





(от лат. populus – народ) – отношение к народу как к некоему целостному социально-этическому носителю особых и неизменных позитивных ценностей. Популизм не учение, не последовательная и систематизированная теория, а определенный политический и идеологический синдром, обусловленный политическими интересами: поиском поддержки, легитимации, электоральной и партийной опоры. Поэтому популизм нередко окрашен риторической лестью, стремлением угодить и благоприятно расположить "массовое сознание" и "общественное мнение" к той или иной политике, власти, ее лидерам и т.д. Популизм обычно оформляется характерной фразеологией («народ – творец истории», «героический народ», «народ – созидатель, строитель» и т. п., «рабочий-гегемон» и пр.). Политические и идеологические документы соответственно аргументируются волей народа, от имени народа и во имя народа. Популизм – превращенная форма действительного социального творчества, естественного осмысленного патриотизма, реальных забот об общем благе как высшей цели политики. Популизм противоположен действительному реалистическому и критическому национальному самосознанию, становлению которого он серьезно мешает. Расцвет популизма приходится, как правило, на исторические этапы особенных общественных, экономических и политических трудностей и кризисов или на периоды явно ложной и антинародной политики (Германия в период господства нацизма).
    Генетически популизм родствен "народничеству" и "почвенничеству", но в современной форме крайне далек от их просветительства, жертвенности и политических целей пробуждения народа и развития народной жизни. Истоки популизма прослеживаются в глубине истории: в римских лозунгах «хлеба и зрелищ», в идеях народовластия и народоправия, в революционных экспроприациях и т.п. Смысловой основой популизма служит многозначность самого понятия "«народ»", возможность либо отождествлять его с сообществом в целом, либо рассматривать как часть социума и противопоставлять другой части – обществу, считать его единым или признавать, что он расслоен, как это признавали уже в Древнем Риме, различая populus и plebs (народ и плебеев), а значит, выделять в каких-либо целях отдельные его слои («простой народ», трудовой и т.д.).
    Распространение популизма – это также показатель уровня политической зрелости страны и ее политических сил.
    Литература:
    
Lowenthal R. The Points of the Compass. – Political Change in Underdevelopped Countries, ed. by Kautske J.H. N. Y., 1962;
    Pollack N. The populist thought. Cambr. (Mass.), 1962;
    Fallers L. Populism and Nationalism. – «Comparative studies in Society and History», 1964, № 4;
    Populisim, Meanings and National Characteristis, ed. by G.Jonescu, E.Gellner. L., 1970;
    Venturi F. Il populismo russo. Torino, 1972.
    И.И.Кравченко
    
    

Еще в энциклопедиях