Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Новая философская энциклопедия в 4-х томах..."

Неоконфуцианство





– термин западного происхождения, обозначающий обновленное и преобразованное "конфуцианство", в систематизированном виде возникшее в Китае в 11 в. и завершившее формирование духовно-ценностного ядра традиционной культуры Дальнего Востока. Существует несколько пониманий термина. В самом узком смысле неоконфуцианство – учение философов 11–12 вв., составлявших, согласно официальной «Истории [династии] Сун» («Сун ши», 14 в.), направление дао сюэ, т.е. "Чжоу Дуньи", "Чжан Цзая", "Чэн Хао", "Чэн И", "Чжу Си", их ближайших учеников и последователей. В более широком смысле неоконфуцианство охватывает всех конфуциански ориентированных мыслителей 11–17 вв. (эпохи Сун – Мин); иногда сюда включаются только официально признанные философы. В самом широком смысле неоконфуцианство означает всю совокупность конфуцианских и «конфуцианизированных» учений, созданных в дальневосточном регионе с 11 в. по настоящее время. Автохтонные наименования неоконфуцианства подчеркивают: Сунн сюэ («учение [эпохи] Сун») – время его возникновения; ши сюэ («учение о реальном») – «реалистичность» и «практичность» в противовес даосизму и буддизму, проповедующим уход от деятельной жизни и самой реальности; дао сюэ («учение [истинного] Пути») – следование открытой древними «совершенномудрыми» ортодоксальной истине – дао-пути; шэн сюэ («учение о совершенной мудрости» или «учение совершенномудрых») – признание за каждым человеком возможности лично достичь «совершенной мудрости» в силу изначально присущей ему «доброй природы». Наиболее распространенные китайские обозначения неоконфуцианства – [син мин и] ли сюэ, "синь сюэ" – выделяют его центральные категории: «[индивидуальная] природа» ("син"), «предопределение» ("мин"), «долг/справедливость» ("и"), «принцип» ("ли"), «сердце» ("синь").
    
У истоков неоконфуцианства, развивавшегося в условиях широкой популярности даосизма и буддизма, стояли апологеты конфуцианства – Ван Тун (6–7 вв.), "Хань Юй" и его ученик Ли Ао (8–9 вв.). Создавать идеологию неоконфуцианства начали «три мастера учения о принципе» – Сунь Фу, Ху Юань (кон. 10–11 в.) и Ши Цзе (11 в.), систематизированную и тематически всеобъемлющую форму оно впервые обрело в трудах Чжоу Дуньи. Ведущим в неоконфуцианстве стало направление его последователей и комментаторов – Чэн [братьев] – Чжу [Си] школа, первоначально оппозиционная официальной идеологии, но в 1313 канонизированная и сохранившая такой статус в Китае до нач. 20 в., а в середине 20 в. породившая «новое учение о принципе» (синь ли сюэ) "Фэн Юланя". Основную конкуренцию ей составила Лу [Цзююаня] – Ван [Янмина] школа (см. "Лу Цзююань", "Ван Янмин"), идейно доминировавшая в 16–17 вв. Соперничество школ Чэн – Чжу и Лу – Вана, отстаивавших соответственно социоцентристский объективизм и персоноцентристский субъективизм, что иногда квалифицируется посредством оппозиции «учение о принципе» – «учение о сердце», распространилось на Японию и Корею, где, как и на Тайване, в обновленных формах продолжается до сих пор. От этих главных направлений в неоконфуцианстве с самого начала отделились два более узких течения: представители первого проявляли повышенное внимание к натурфилософским проблемам и нумерологическим (см. "Сян шу чжи сюэ") построениям ("Шао Юн", Цай Цзюфэн, 12– 13 вв.; "Фан Ичжи", "Ван Фучжи"); представители второго акцентировали социально-утилитарное значение знания (Люй Цзу-цянь, Чэнь Лян, 12 в.; Ε Ши, 12–13 вв.; "Ван Тинсян"; Янь Юань, 17 – нач. 18 в.). В 17–19 вв. господствовавшие учения Чэн – Чжу и Лу – Вана подверглись атакам со стороны «эмпирической» школы, делавшей упор на критическое изучение классических текстов и опытное исследование природы. Предтечей этого направления, ныне называемого «учением о естестве», или «конкретным учением» (пу сюэ), был "Гу Яньу", а крупнейшим представителем "Дай Чжэнь". Дальнейшее развитие неоконфуцианства, начиная с "Кан Ювэя", связано с попытками усвоения западных теорий (см. "Новое конфуцианство").
    В отличие от первоначального конфуцианства неоконфуцианство основано прежде всего на текстах Конфуция, Мэн-цзы и их ближайших учеников, а не на протофилософских канонах. Этот новый подход школа Чэн – Чжу воплотила в «Четверокнижии» («Сы шу»), В период складывания неоконфуцианства нормативной формой «Тринадцатиканония» ("«Ши сань цзин»") была охвачена и древняя протофилософская классика. Первое место в нем занял методологический «органон» – "«Чжоу и»", в котором изложены нумерологические идеи, полностью эксплицированные (в т.ч. средствами графической символики) и развитые в неоконфуцианстве. Неоконфуцианцы активно разрабатывали значительно менее развитую в первоначальном конфуцианстве онтологическую, космологическую и гносеопсихологическую проблематику. Заимствовав у даосизма и буддизма некоторые абстрактные понятия и концепции, неоконфуцианство ассимилировало их путем этической интерпретации. Этическая доминанта конфуцианства в неоконфуцианстве обернулась этическим универсализмом, в рамках которого любой аспект бытия стал трактоваться в моральных категориях, что выражалось с помощью последовательных идентификаций человеческой и природных сущностей. Современные неоконфуцианцы (новые конфуцианцы – Моу Цзунсань, Ду Вэймин) определяют такой подход как «моральную метафизику», являющуюся одновременно теологией.
    Литература:
    
Хуан Цзунси, Сун Юань сюэ ань (Отчет об учениях [эпох] Сун и Юань), т. 1–4. Пекин, 1989;
    Он же. Мин жу сюэ ань (Отчет об учениях конфуцианцев [эпохи] Мин). Пекин, 1990;
    Chang C. The Development of Neo-Confucian Thought, v. 1–2. N.Y., 1957–62;
    Reflections on Things at Hand. The Neoconfucian Anthology, compiled by Chu Hsi and Lu Tsu-ch’ien. N.Y.–L., 1967.
    А.И.Кобзев
    
    

Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia