Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Новая философская энциклопедия в 4-х томах..."

Мэн-цзы





(Мэн Кэ, Мэн Цзы-юй) [около 372 до н.э., царство Цзоу (ныне провинция Шаньдун) –289 до н.э.] – философ, политик, педагог, второй после Конфуция идеолог раннего "конфуцианства" (получил титул «Второго совершенномудрого» – «Я шэн»).
    Происходил из рода крупного сановника царства Лу. Получил хорошее образование у учеников внука Конфуция Цзы Сы. Много странствовал в надежде добиться понимания у правителей царств и осуществить свои взгляды на практике. Проповедовал свое учение в "Академии «Цзися»". Политическая карьера Мэн-цзы оказалась неудачной: ему удалось лишь однажды занять пост советника (319–301 до н.э.). Вернувшись на родину, занялся педагогической деятельностью. Беседы Мэн-цзы с учениками легли в основу составленного ими памятника «Мэн-цзы».
    Взгляды Мэн-цзы составили впоследствии основу конфуцианской концепции политического управления обществом, в которую он ввел экономические и философские компоненты. Центральным моментом его учения являлась идея «человеколюбивого правления» («жэнь чжэн»), имевшая три аспекта. Во-первых, разделение всех жителей Поднебесной на «управляющих» «благородных мужей» («цзюнь-цзы») и «управляемых» простолюдинов («шу минь»). «Те, кто напрягают свой ум, управляют людьми. Те, кто напрягают свои мускулы, управляются (другими). Управляемые содержат тех, кто ими управляет... Такова общая для всех справедливость в Поднебесной» («Мэн-цзы»). Во-вторых, необходимость заботы о народе со стороны правителей, обусловленной тем, что «народ является главным (в Поднебесной), за ним следуют духи Земли и злаков, а государь уступает им всем по значимости». «Человеколюбивое правление» включало в себя «размежевание полей» – наделение земледельцев равными наделами и обеспечение их «постоянным занятием и имуществом» как условие воспитания у народа «добрых чувств»; внедрение системы «колодезных полей», согласно которой крестьяне обязаны были сначала обрабатывать «общее поле» («поле князя»), а затем – собственные наделы и платить с них налога. В-третьих, учреждение системы образования народа, целью которой было призрение немощных и нравственное воспитание подданных.
    Концепция Мэн-цзы о врожденной «доброй природе» человека стала основой этической системы конфуцианства. Согласно этой концепции, человеку изначально присущи «четыре добродетели» (см. "Сы дэ"): человеколюбие, чувство долга, благопристойность и мудрость. Человек наделен также врожденным «знанием блага» (см. "Лян чжи")и врожденными «благими способностями», которые позволяют ему «познать Небо и его веления», добиться слияния воедино Неба и человека, «охватить сердцем-разумом всю тьму вещей». Мэн-цзы считал Небо (см. "Тянь") – верховное одухотворенное начало всего сущего – обладателем нравственного совершенства, или «искренностью», «истинностью» (см. "Чэн"). «Искренность – путь Неба, размышления об искренности – путь человека» («Мэн-цзы»). Т.о., понятие нравственности приобретало онтологический смысл.
    Мэн-цзы впервые в конфуцианской философии поставил вопрос о соотношении чувственного и рационального начал. Первенство он отдавал «сердцу» ("синь", в данном случае – орган мышления, «разум»), считая функцию органов чувств второстепенной, «зависящей от вещей». Лишь «сердце-разум» способно познать принцип вещей, в то время как органы чувств «отражают» вещи. Энергетическое начало в человеке – "ци"-пневму – Мэн-цзы рассматривал как второстепенное по отношению к «воле»: «Воля руководит ци, а ци наполняет тело».
    «Мэн-цзы» впоследствии вошло в состав конфуцианского «Четверокнижия».
    Сочинения:
    
Мэн-цзы чжэн и («Мэн-цзы» в правильном толковании). – В кн.: Чжу цзы цзи чэн, т. 1. Шанхай, 1935;
    «Мэн-цзы». – В кн.: Древнекитайская философия, т. 1. М., 1972;
    The Book of Mencius. – В кн.: A Source Book in Chinese Philosophy, transl. and compiled by Wing-tsit Chan. Princeton, 1973.
    Литература:
    
Быков Ф.С. Зарождение политической и философской мысли в Китае. М., 1966.
    В.Ф.Феоктистов
    
    

Еще в энциклопедиях