Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Новая философская энциклопедия в 4-х томах..."

Мин





(кит., буквально – предопределение, а также судьба, жизнь, жизненность, веление, приказ) – категория китайской философии, сочетающая значения «жизненное предопределение» и «предопределенная жизнь». Этимологический смысл иероглифа мин – «устный приказ» (включает элементы «рот» и «приказ»). Осмысление Неба как «безмолвно» руководящей миром силы («Учитель сказал: Разве Небо что-нибудь говорит?») – "«Лунь юй» – "привело к философскому истолкованию понятия мин как негласного предписания, судьбы, определяющей и жизнь и смерть. Напр., в «Лунь юе» смерть в одном случае определяется как мин, в другом случае – как утрата мин (ср. рус. «Не судьба» и «Такова судьба»). В отличие от западных терминов, выражающих два аксиологических понятия судьбы – как равно несвободных счастливой случайности и несчастливой необходимости (греч. τύχη – ἀνάγκη, αἶσα – δίκη и т.п.; лат. fortuna – fatum; рус. счастье – рок, судьба – участь и т.п.), мин выражает понятие судьбы как предопределения, допускающего возможность свободы. Мин предполагает отсутствие необходимости в двух смыслах: 1) возможность изменения самого предопределения; 2) возможность подчинения ему либо уклонения от него. Основные корреляты мин – понятия "тянь "(Небо) и "син" («[индивидуальная] природа») – отражают представления (гл. о. конфуцианские) о реализации «предопределения» на уровне космоса, социума (Поднебесной), государства и на уровне отдельной «вещи», в т. ч. человеческой «природы».
    Понятие мин появляется в 1-й пол. 1-го тысячелетия до н.э. в древнейших памятниках (см. "«Ши цзин»"," «Шу цзин»")гл. обр. как атрибут Неба – «небесное предопределение» (тянь мин). Уже в «Ши цзине» представлена идея «обновления предопределения» (мин вэй синь – современное значение «реформа»), а в "«Чжоу и» – "«смены предопределения» (гэ мин – современное значение «революция»). Первоначально понятия «тянь мин» и «гэ мин» проецировались исключительно на социум и его репрезентанта – правителя (Сына Неба – Тянь цзы). Мин рассматривалось как «повеление», «мандат» высшей регулятивной силы – Неба, адресованный правителю. Несоблюдение велений Неба могло привести к передаче «мандата» другому лицу. Напр., в «Шу цзине» идеей гэ мин, понимаемой как несение кары за порок и воздаяние за добродетель, объясняется падение династии Инь и воцарение династии Чжоу в 11 в. до н.э. Основополагающую теоретическую разработку концепции изменения «(небесного) предопределения» осуществил "Мэн-цзы",хотя и без применения термина «гэ мин»: передачей власти над Поднебесной распоряжается Небо и при нарушении нормального династийного правления негодный правитель становится узурпатором трона, который передается Небом подлинному Сыну Неба.
    Расширение понятия Неба, ставшего выражением высшего природного начала, привело к включению в смысловой спектр понятия «небесное повеление» представлений о некоем импульсе, посредством которого Небо наделяет вещи определенными свойствами, – о «предопределении». Это проявилось уже в раннеконфуцианских трактовках бинома «тянь мин», который отчетливо противостоит понятию «тянь чжи» («небесная воля») у моистов (см. "Mo цзя"):мин у конфуцианцев не предполагает конкретного субъекта волеизъявления. Но если сам "Мо Ди "полагал, что любая вера в «предопределение» бессмысленна, т.к. «парализует» человека, судьба которого на самом деле зависит лишь от его прилежания и настойчивости в выполнении познаваемой «воли Неба», то Конфуций считал «познание предопределения» (чжи мин) обязательным для «благородного мужа» (цзюнь цзы). Последователи Конфуция, основываясь на принципе гомоморфизма макро- и микрокосма, осмыслили возможность познания и изменения человеком собственной «[индивидуальной] природы» (син) как возможность познания Неба и влияния на него: «Способный исчерпывающе [раскрыть] свою природу... может войти в триединство с Небом и Землей» (см. "«Чжун юн»")". "Под «исчерпывающим [раскрытием]» подразумевается совершенное знание своей истинной природы и адекватное этому знанию поведение. Основополагающие для конфуцианства представления о двух видах связей между человеческой «природой» и «небесным предопределением» закреплены в «Чжун юне» («Предопределяемое (мин) Небом называется природой (син)»), а также в комментирующей части «Чжоу и» («До истощения [исследуются] принципы, до исчерпания [раскрывается] природа – для того чтобы дойти до конца в том, что предопределено (мин)»).
    Согласно Мэн-цзы, «если нет доводящих до конца, а нечто доходит до конца – это предопределение». Мин у него рационально и нефатально: «Нет ничего, что не было бы не предопределено, но следует воспринимать только правильное [предопределение]. Поэтому знающий предопределение не станет под нависшей [и готовой рухнуть] стеной». Субъект может «утвердить предопределение» либо «устранить» его. "Сюнь-цзы "фактически развил эти идеи в тезисе о творческом «устроении небесного предопределения». "Дун Чжуншу "компромиссно признал существование двух видов «предопределения»: «великого» (да мин), которое «телесно» (ти), т.е. природно, и «изменяющегося» (бянь мин), которое «политично» (чжэн), т.е. подвержено социально обусловленным изменениям. "Ван Чун "истолковывал мин как воздействие природных («пневменных»-ци) задатков на продолжительность жизни и возможность достичь благосостояния. Он критически изложил концепцию трех видов «предопределения»: 1) «правильное» (чжэн мин) – максимальная степень благосостояния, которой человек способен достичь при своих природных задатках; 2) «окказиональное» (суй мин) – достижение благосостояния при концентрации усилий на должном действии и бедствие в случае «подчинения чувственности и разгулу страстей» того, на кого это «предопределение» нисходит; 3) «инцидентное» (цзао мин) – когда «благие» действия приводят к пагубным последствиям из-за неизвестных человеку неблагоприятных внешних факторов. Сюнь Юэ (2 в.) выделял «три категории» (сань пинь) «небесного предопределения», связанные с качеством «природы» человека. Основываясь на положении Конфуция о неизменности высшей мудрости и низшей глупости, он определил высшую и низшую категории «предопределения» как неизменные, а среднюю поставил в зависимость от «человеческих дел» – ее можно изменить в ту или иную сторону.
    А.И.Кобзев
    
    

Еще в энциклопедиях